Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
6 лет назад

Про эскимосов, Френка Заппу и вдохновение

Статья @isk2503 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


Привет всем меломанам! Давно я не брал в руки хороший инструмент не писал постов о музыке. Ну, по крайней мере, непосредственно о музыке и тех, кто её «делает».

Но сегодня я хочу рассказать даже не об одном из своих любимых исполнителей, а о том, что может вдохновить музыканта. Ведь исключительно вдохновение рождает то, что потом запиливается до скрипа, слушается сотни раз, становится «пожизненным звуковым фоном». И всё потому, что кто-то придумал «тему», развил и аранжировал её, а потом придумал текст. Нередко текст и «тема» могут в этой цепочке поменяться местами. Так или иначе, это мистический процесс. Или божественный, как говорили о творчестве Гейне и Пушкин, Моцарт и Россини.

Ладно, как говорится, перейдём от патетики к конкретике. Я вспоминаю последний год учёбы в школе. Только что отгремела Олимпиада, отплакали усопшего В.С. Высоцкого. Прошедшее лето не подарило любви, к которой хоть и юный, но уже тогда ваш покорный слуга, был готов. И впереди маячило общеобразовательное уныние, разбавленное тренировками в секции и репетициями школьного ансамбля.

Заработанные на разгрузке вагонов с узбекскими помидорами деньги были распределены: бóльшая часть отдана мамуле в семейный бюджет, а оставленный полтос рублей жёг ляжку, как говорил Егор Прокудин в «Калине красной». Новые джинсы мне были не нужны, да и полтинника на них всяко не хватило бы. Вот я и решил, что потрачу свои кровные (в прямом смысле слова – мозолей и заноз насобирал, как говорится, будь здоров) потратить на хороший диск с хорошей группой.

В Уфе на эти деньги с «добивкой» неходовыми пластинками можно было приобрести «нулёвых» Цеппелинов, Пёпл или Саббат. В моей коллекции никого из этих монстров не было. Но зато были 10СС, Род Стюарт, Статус Кво и Иглс. Всё не шибко свежее в плане запиленности.

И вот, воскресным утром я поехал с приятелем-музыкантом Колькой Калинюком на пластиночную «тучу». Он со своей «коллекцией», а я со своей. Ну и плюс пять красненьких «ильичей» томились в кармане джинсов.

Нужно сказать, что на уфимской «туче» всегда были свои «авторитеты», которые таскали новые диски из Москвы и Питера. Их качество было почти идеальным. К этим «авторитетам» мы и подрулили с Колькой сразу же, как вошли в вестибюль ДК им. Орджоникидзе. Именно там всегда проходила еженедельная сходка уфимских меломанов. Я ещё не успел закончить фразу о том, что хотел бы купить пласт Цеппелинов или Пёпла в хорошем состоянии, как мне был задан вопрос «Сколько денег у тебя есть?»

Узнав, что я располагаю пятьюдесятью рублями, «авторитеты» потеряли ко мне интерес и, со словами «У нас дешёвки не бывает», стали расходиться. Но один из них отвёл меня и Кольку в сторону. «Заппа интересует?» - спросил он. «В смысле?» - не понял я. «В смысле Фрэнк Заппа» - сказал мужичок и вытащил из кожаного портфеля диск, по конверту которого было видно, что он – «свежак». То бишь, в отличном состоянии.

**

Это был альбом Frank Zappa «Apostrophe’» 1974-го года. «А кто это?» - спросил я и получил в бок локтём от Кольки. «Мой друг шутит - вдруг встрял он – А сколько стóит?» «Ровно полтинник» - улыбнулся хозяин пластинки. Я уже было начал злиться, что кровно (помните?) заработанными мною деньгами распоряжается кто-то другой. Но Колька остановил мою «разбалансировку» короткой репликой «Бери, старик. Я у тебя его куплю через месяц. За те же бабки».

По дороге домой Колька провёл активный ликбез, пристыдив меня зацикленностью на «квадратном» музоне и провинциальной зашоренностью. «Значит, что-то крутое, - думал я, - тогда себе оставлю!»

Дома я поставил диск на свою Вегу 106. Первые композиции были странноватыми, но забойными.

Дальше (по моему собственному определению) «музон раскочегарился», но не так, чтобы мне не было жалко потраченного полтинника. «Значит, пока ещё не дорос», - сделал вывод я после прослушивания альбома и твёрдо решил оставить его себе. А на тучу с целью обмена не носить.

Но это лишь история о том, как ко мне попал альбом Apostrophe’. А сам пост я изначально хотел написать о другом. Дело в том, что до, как минимум, конца второго курса инфака у меня не получалось «снимать» тексты англоязычных исполнителей. И вот, когда я достаточно созрел для того, чтобы понимать, о чём поют мои любимые исполнители, я ещё больше «пришизел» от Пинк Флойда и Джона Леннона, Джефферсонов и Дверей, немного разочаровался в Пёпле и Саббате, не изменил своего отношения к Цеппелинам и Квинам, Назарету и Хипам.

Но вот Заппа своими текстами в Apostrophe’ (другие концерты я услышал уже в 90-х) загнал меня даже не в тупик, а в состояние грогги. Впрочем, как и его музыка во время первого прослушивания. Вот сами посудите: кто будет писать сложную альтернативно-блюзовую композицию (это по моей классификации, если что) про эскимоса Нанука? Который ослепил заезжего коммивояжёра-охотника, пардон, обоссаным хаски снегом за то, что незваный гость обижал любимого тюленёнка эскимоса. Это вообще о чём???

Я поделился своим открытием со студенческим корешем Голубем. Его реакция была бесподобной: «Старик! Это вообще кайф! О чём можно петь в таком шизоидном треке? Только об эскимосе Нануке, который слепит собачьей мочой всяких насильников над природой! Ну не о сексапильной же бабе под такой музон задвигать?!». Я не то, чтобы согласился, но мне на душе полегчало, скажем так.

И вот совсем недавно я наткнулся на канале youtube на документальный фильм «Nanook of the North» 1922-года, который и вдохновил Френка Заппу если и не на весь альбом, то на пару первых композиций уж точно (потом сюжет альбома меняется от слова «совсем»).

Можете смеяться, но я посмотрел весь фильм (кстати, очень интересный – заря документалистики), пытаясь найти в нём рассказ о собачьей моче и прочих деталях сюжета текстов Заппы. Там максимум что было – так только про то, что эскимосы, в отличие от «белого человека», не страдают так называемой «куриной слепотой». И всё! Остальное – выдумка старины Френка!

Получается, что тот незамысловатый документальный фильм, который Заппа (уверен в этом на 100%) где-то посмотрел, настолько вдохновил его фантазии, что получился такой крутой сюжетный замес. От которого балдел мой приятель Голубь. Ну, и я, по большому счёту, тоже.

Вот таким у меня получился пост про природу вдохновения Френка Заппы во время написания треков альбома Apostrophe’. Не знаю, как вам, но мне было интересно узнать об этом.

Всем хороших выходных!


5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Испании, ваш @isk2503


Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

0
297.488 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (29)
Сортировать по:
Сначала старые