Китайский техногигант Tencent намерен купить долю в крупнейшем американском лейбле – Universal Music Group
Китайские компании активно и повсеместно захватывают западные рынки. Успех TikTok у всех на слуху, но есть и менее очевидные истории – уже сейчас китайцы владеют долями во многих западных медийных (и не только) компаниях.
И ещё одна интересная история. По сообщениям Reuters, китайский техногигант Tencent (владеет WeChat и др. сервисами) ведет переговоры о покупке доли в Universal Music Group (UMG) – крупнейшем музыкальном лейбле, одном из трех грандов рынка прав на музыку (два других – Sony Music и Warner Music).
Universal принадлежат права на результаты творчества тысяч исполнителей, в том числе: Леди Гага, Beatles, Ариана Гранде, BTS, Мадонна, Металлика и несметное количество других звёзд и звёздочек.
Цель возможной сделки (оценивается в $34 млрд) – «глобальная экспансия и освоение растущего рынка онлайн-стриминга». Сейчас в мире два основных игрока на этом рынке: Spotify и Apple Music. И оба они платят за музыку лейблам – в том числе и Universal Music. В 2018 г. UMG получила $7,1 млрд выручки.
С повсеместным распространением платных подписок на стриминг, крупные музыкальные сервисы — а именно Spotify, Apple Music, Tencent Music, а также Pandora, Amazon Music, YouTube Music, Deezer и другие – достигли своего расцвета. В настоящее время на рынке музыкальных потоковых сервисов в США существует более 51 млн учетных записей с платной подпиской. Музыкальная индустрия во всем мире выросла на 8% до $17,3 млрд в 2018 году, что обусловлено 41% увеличением доходов от стриминга и 45% увеличением доходов от платного стриминга.
При этом сам Tencent уже очень глубоко погружен в музыкальный бизнес. У него в Китае есть успешный стриминг – Tencent Music (76% рынка). Также Tencent владеет небольшой долей в Spotify, а Spotify – в Tencent Music. Получение доли в UMG, возможно, облегчило бы переговоры с лейблом о приобретении прав на музыку за пределами Китая – прежде всего в США и Европе. Кроме того, музыка активно используется в растущей невиданными темпами индустрии коротких видео. Китайцы уже столкнулись с претензиями крупных лейблов – те увидели огромный успех TikTok и затребовали от него в разы больших отчислений за использование принадлежащей им музыки.
Существует два основных типа авторских прав на песню: права на публикацию и права на оригинал. Музыкальная составляющая песни – тексты, мелодии и т.д. – исходит от авторов песен, владеющих правом публикации (хотя обычно они подписывают издательскую сделку, после чего право собственности и половина роялти переходит к издателю). Между тем, версия исполняемой песни исходит от исполнителя записи, которому принадлежит мастер-право (хотя обычно они подписывают контракт на запись, и лейбл получает право собственности на оригинал и большую часть роялти).
Популярные песни ценны из-за роялти, которые они собирают, а это происходит всякий раз, когда песня воспроизводится на потоковом сервисе, загружается из iTunes, используется на YouTube (по механической лицензии), исполняется на радио или, например, в супермакете (лицензия на воспроизведение), в качестве саундтрека фильма или сериала (лицензия на синхронизацию) и для других целей. Более высокий доход от роялти получает владелец мастер-прав, так как он берет на себя больше связанных с маркетингом финансовых рисков, но издатели получают роялти с некоторых каналов, к которым владельцы прав на оригинал не имеют отношения (например, воспроизведение на радио).