Династия Медичи V 50\50
Жизнь Флоренции без Козимо Медичи не стала лучше. Банк Медичи финансировал большую часть коммерческих предприятий города. Деловая жизнь во Флоренции просто прекратилась. Друзья Козимо умоляли его вернуться и захватить власть в городе силой. Но Козимо помнил советы отца. «Жди, когда тебя призовут». И Козимо ждал.
Он знал, что без денег Альбицци скоро навлекут на себя недовольство флорентийцев. Он оказался прав. Через год Альбицци потеряли власть над городом и обратили оружие против его жителей. Они напали на дворец Синьории, но их остановил начальник дворцовых стражей – верный друг Медичи.
Площадь Синьории
Источник: wikimedia.org
У Козимо были и более влиятельные друзья. Сам Папа Римский осудил политику Альбицци. На этот раз они зашли слишком далеко. Изгнание Козимо закончилось – с присущей ему скромностью он принял предложение править Флоренцией. Альбицци ждала жестокая месть. Козимо предпочитал простые незамысловатые меры. Потеря лица была унижением в глазах всего общества и урок на будущее всем соперникам.
Медичи вернулись к делам. Все политические вопросы решались в их доме. Тот, кого они назначает, получает должность. Козимо решает все вопросы мира и войны, издает законы. Он – король во всем, кроме имени. Во Флоренцию снова потекли деньги, Брунеллески снова взялся за постройку купола, а банк Медичи продолжал развиваться.
Под управлением Козимо банк разросся до международных масштабов. Имея такие солидные капиталы Медичи могли позволить себе иметь филиалы в разных городах от Барселоны до Брюгге и даже Каира. От имени Святой Церкви банк Медичи собирал подати со всех приходов Европы. Исключений не было, а тем, кто не спешил платить, агенты Козимо угрожали отлучением от церкви.
Сам Папа Римский открыл у Медичи огромный кредит на сумму, которой хватило бы на
покупку 10 дворцов. Банк Медичи стал самым прибыльным предприятием Европы. Но Козимо с его любовью к искусству и умением распознавать таланты одного богатства было мало и он начал делать заказы лучшим мастером того времени.
Козимо разработал стратегию вложения средств таким образом, чтобы деньги оборачивались престижем и властью. О таком можно было только мечтать. Он потратил на свои заказы 600 тысяч золотых флоринов, что в шесть раз превышает валовой доход страны за один год.
Покровительство – прекрасный способ помощи искусству, но с экономической точки зрения это совершенно нерациональная трата. Покровительство – это политическая стратегия. Это один из ключей к пониманию ренессанса. В городе с огромным потенциалом для развития искусства, которому не было равных в Италии, такая острая политическая конкуренция нашла выход именно в покровительстве художникам.