О родословных корнях святого блаженного Космы Верхотурского

Автор @kraeved

Впервые биографическая информация о блаженном Косме Верхотурском появилась в 1883 году в «Пермских епархиальных ведомостях» (далее ПЕВ) в очерке «одного из богомольцев», совершивших паломническое путешествие в Верхотурье.


***


Вот что писал не пожелавший назвать своего имени паломник: «В самом городе, в ограде бывшей крепости, недалеко от соборной церкви, близ места сгоревшего первого собора, на скалистом берегу реки Туры, называемом Троицким камнем, находится небольшая деревянная часовня, устроенная над могилою Козмы юродивого. Часовня эта... посещается богомольцами, почти всеми, приезжающими сюда для поклонения св. мощам праведного Симеона. Они служат панихиды и берут из могилы юродивого землю, а из источника воду для лечения разных болезней, преимущественно детских. Несмотря на такое чествование Козьмы Юродивого, о нем почти никаких письменных сведений, да и в устном предании сохранилось их очень мало».

Далее автор сообщает, что из древнейших «письменных сведений» о блаженном сохранился только «старинный синодик собора, где записывались роды царские и древнейших знатных бояр», и «между прочими записями значится и козьма Юродивый с такою отметкою против него: «Преставился Козма юродивый 1680 году декабря 8».

Этим письменные сведения о Козьме и ограничиваются. Кто он был в действительности, откуда, где родился, как жил и преставился, неизвестно, и никаких письменных указаний на то нигде не имеется. В устном же предании сохранилось следующее:

"Родители Козьмы были люди благочестивые. Отец, переселенец из Великого Устюга, Вологодской губернии, был человек состоятельный и занимался в Верхотурье торговлею. Мать была дочь священника (поповна, как говорит предание). Жили они за рекой, по Набережной улице.
Козьма Юродивый зимою и летом ходил в одной рубашке и босой. Ежедневно посещал богослужения или в монастыре или в особой церкви, а, кроме того, проводил в молитве близ церкви даже целые ночи и особенно был расположен к бедным. Приходя зимою в церковь, во время топки печей, он отогревал свои ноги на каленых углях и не получал от этого никакого вреда.
Через реку летом он ходил пешком поверх воды. В этом убедились потому, что раз он, огорчившись на ребятишек, которые стали бросать в него камушками, убежал от них за реку прямо по воде, как по льду. Но о месте рождения Козьмы предание умалчивает, как равно и том, в каком возрасте и по какому случаю он начал юродствовать.
Можно предполагать, может быть, наслышавшись от устюжан-родителей о блаженном Иоанне Устюжском юродивом (преставившемся в 1554 году) и сам решился подражать ему, — принял на себя подвиг юродства в укор своим современникам, для обличения и вразумления их... И вот своим благочестием, а в особенности подвигами юродства он заслужил уважение современников, почему и был погребен близ соборного храма
».

Икона «Собор Сибирских святых» из церкви во имя Всех святых, на земле Российской просиявших


Резюмируя, анонимный корреспондент ПЕВ сообщает источник своих сведений — «предание о Козьме Юродивом передано верхотурскими старожилами, которые, в свою очередь, слышали его от здешнего мещанина Федора Павловича Немтинова, умершего в 1882 г., 90 лет от роду... При этом Федор Павлович говорил, что Козьма Юродивый приходится ему родственником и, кажется, имел ту же фамилию — Немтинова (это может быть, потому, что Федор Павлович жил там же, где и Козьма Юродивый, т. е. за рекою и на Набережной улице)».

Упомянутый в данном очерке Троицкий Синодик сохранился до наших дней в Тобольском архиве (ГУТО ГАТ — Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в городе Тобольске»). Рукопись озаглавлена: «Сия книга, глаголемая Родителской помянник, еже есть церковный Синодик сибирского города Верхотурья соборныя церкви Пресвятыя и Живоначалныя Троицы. Строен во 178-м (1670) году протопопом Иваном Михайловым в царствующем граде Москве».

В Синодике его составитель в свой поминальный список («Род Троицково протопопа Ивана Михайлова») внес имя «Козмы оуродиваго». Присутствует в этом списке и указанная выше помета о преставлении блаженного. Правда, излагается она немного иначе — в старинной системе счета лет «от Сотворения мира».

На полях рукописи напротив имени «Козмы оуродиваго» скорописью XVII в. означено: «Преставися во 7188-м году декабря в 8 де[нь]»

Косма Верхотурский


Продолжение следует
Библиография:
1.История Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: «Сократ», 2010.
2.Шишонко В. Пермская летопись. Третий период (1645–1676 гг.). —Пермь, 1884.
3.Полетаев А.В., Полетаева Е.А. Два очерка о реконструкции урало-сибирских книжных маргиналий XVII в. // Вестник истории Верхотурского уезда. Вып. 3. — Верхотурье, 2012
4.Жизнеописание Христа ради юродивого Космы Верхотурского// Православная газета. 1994. № 10.
5.Православная энциклопедия. Т. 8. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004
.

Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiисторияchaos-legionвгиамзверхотурье
391
342.769 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
391
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые