О родословных корнях святого блаженного Космы Верхотурского. Заключительная часть
Автор @kraeved
Сергей Савин (Лисицын) — подьячий верхотурской приказной избы. Он был поверстан в «молодые» (младшие) подьячие в 1655/56 г. и работал в приказной избе более двух десятков лет. Дослужился до «старых» (старших) подьячих с одним из самых высоких среди верхотурских бюрократов окладом.
Несколько позже Сергея в штат подьячих приказной избы Верхотурья был поверстан его младший брат Степан Савин. Последний иногда (в отличие от старшего брата) называется в документах Степаном Савиным Лисицыным. Несомненно, оба они были детьми верхотурского сына боярского Саввы Федулова Лисицына. Тот, в свою очередь, некоторое время не афишировал «родовую» фамилию, предпочитая именоваться Саввой Федуловым — его отец Федул Лисицын был верстан в верхотурские дети боярские не вполне законно — из Туринска, из «гулящих людей».
К настоящему моменту важнейшими направлениями в плане выяснения «фамилии» и, по возможности, реконструкции родословия блж. Космы являются:
1.Продолжение историко-генеалогических изысканий по родам: Лосевы, Протопоповы (Козыревы), Савины (Лисицыны). Особенно перспективной в этом плане видится фамилия Лосевых, ибо, как было сказано выше, крестьяне Ирбитской слободы Верхотурского уезда Лосевы в переписной книге 1680 г. фиксируются как выходцы из Устюжского уезда, что соответствует устным сказаниям о том, что родители блж. Космы были устюжанами. Заслуживает внимания тот факт, что Лосевы, возможно, были выходцами из торгово-посадских слоев населения, что так же совпадает с устными рассказами об отце Космы, который «занимался торговлей».
2.Работа по выявлению родственных связей между семьями Лосевых, Протопоповых (Козыревых) и Савиных (Лисицыных).
3.Тотальный просмотр сохранившихся документов по Верхотурскому уезду XVII в. на предмет выявления круга лиц, которых по различным критериям (имя, время жизни, физические недуги и т. п.) можно было бы гипотетически соотнести с блж. Космой.
В последнее время в научных и научно-популярных изданиях по церковной истории Урала наблюдается своего рода «коррекция» относительно легендарных сведений о блж. Косме, впервые озвученных в 1994 г. и положивших основу для многократно издававшегося его жития.
Так, сведения об участии блаженного Космы в сентябре 1704 г. в перенесении мощей св. прав. Симеона из Меркушино в Верхотурье по сути признаны легендарными. Они, как правило, приводятся в сопровождении разного рода «конвойных» формулировок — «как говорит предание», «согласно легенде» и т. п.
В Православной энциклопедии в словарной статье о Верхотурском Покровском женском монастыре (сост. М.Ю. Нечаева), «в котором почивают мощи местночтимого блж. Космы Немтинова», отмечено, что святой почил «8 дек. 1680 г.». О том, что блж. Косма почил «примерно в 1680 г.» отмечается и в некоторых других научных трудах.
В новейшей хрестоматии по истории литературы Урала в разделе, посвященном Житию Космы Верхотурского, дата преставления святого приводится (со ссылкой на Троицкий Синодик) уже правильно — 8 декабря 1679 г.
Составитель раздела (прот. Петр Мангилёв) замечает, что предание об участии блаженного в 1704 г. в перенесении мощей св. прав. Симеона «входит в противоречие с записью Синодика о времени кончины Космы Верхотурского». По его словам, данное предание «стало центральным» лишь «в сложившемся в конце XX – начале XXI вв. и в принадлежащем уже всецело нашему времени Житии подвижника».
Несмотря на оживившийся интерес к уточнению исторических сведений о блж. Косме, вопросы о родословии верхотурского юродивого в исследовательской литературе до сих пор не поднимались.
Библиография здесь
Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО