Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

"Перегибы на местах". Церковь и органы Советской власти

Автор @kraeved

С начала существования СССР во всех принимаемых Конституциях (1918, 1937 и 1978 гг.) говорилось о том, что «гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви».

Согласно той же Конституции недопустимо ущемление прав верующих, третирование и оскорбление их религиозных чувств, а с другой стороны, атеисты ограждаются от враждебного отношения и со стороны некоторых носителей религиозной идеологии. В Конституции было написано одно, а на деле все обстояло иначе.

Идеология, провозглашенная правительством СССР, и ценности, пропагандируемые церковью, шли вразрез друг с другом. Церковь мешала, правительство инициировало массовое закрытие храмов и монастырей в стране, священнослужителей и верующих подвергали преследованиям и репрессиям. Все это коснулось и Верхотурья.


В городе до революции 1917 года действовало 15 церквей и 3 монастыря, на поклон Святому Симеону Праведному Верхотурскому Чудотворцу стекалось огромное количество паломников (до 120 тысяч человек при 3–4 тысячах человек горожан). В городе была четко отлажена работа по приему паломников и их обслуживание.

Доходы от этого были значительны, и Верхотурье находилось в самом пике экономического и культурного расцвета. С приходом к власти большевиков в городе закрыли все действовавшие храмы и монастыри, часть священнослужителей отправили в ссылки, часть арестовали. Город в своем развитии замер и надолго ассоциировался с системой Севураллага.

В военные годы произошли некоторые отступления в государственной идеологии. В первую очередь произошло сближение с Русской православной церковью. Было восстановлено патриаршество, повсеместно открывались храмы. Власти стремились использовать авторитет церкви в процессе консолидации всех патриотических и антифашистских сил.

В первые послевоенные годы взаимоотношения Русской православной церкви и других религиозных конфессий с государством продолжали развиваться в духе возрождения русского патриотизма, единения народа, милосердия. На Урале увеличилось число действующих храмов. Если учесть, что к концу 1930-х годов православная церковь практически не существовала как социальный институт, то изменения были существенны. Но с 1948–1949 годов прекращается открытие новых храмов и молитвенных домов.

За период с 1948 по 1954 год правительство не приняло ни одного положительного решения об удовлетворении ходатайств верующих; ограничиваются проповедническая, благотворительная и иные формы деятельности священнослужителей; начал набирать силу процесс изъятия действующих храмов, разбор пустующих зданий на строительные материалы или передача их административным органам под хозяйственные нужды.

Вновь стать православным центром городу помог следующий случай. На территории города издавна функционирует кладбище, на его территории построена каменная Успенская церковь, которая была освящена в 1815 году. Своего причта церковь не имела. Как правило, в ней служили священники из Троицкого собора, случалось это лишь по большим праздникам.

Здание церкви скромное. Но в XX столетии в течение нескольких десятилетий именно этому храму суждено было стать хранителем православной веры как в Верхотурье, так и на севере Свердловской области. Успенскую церковь закрыли в 1941 году, она была последней из действовавших на территории Верхотурского района, остальные закрыли гораздо раньше.

Рака с мощами Симеона Верхотурского. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.


Территория кладбища спустя всего пять лет после закрытия церкви заросла травой, забор частично упал и домашний скот мог беспрепятственно проникать на кладбище и разрушать могилы умерших. Тогда руководство города (в то время села) предложило комсомольцам благоустроить территорию кладбища, прибрать его и восстановить ограду.

Но у комсомольцев было много других общественных поручений, и до кладбища руки у них так и не дошли. Тогда-то и вызвались верующие прибрать кладбище с просьбой вернуть им закрытую церковь на кладбище. Руководство сельсовета 15 ноября 1946 года дало на это официальное разрешение. Первому настоятелю, иеромонаху Игнатию (Кевролетину), иноку закрытого Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, возвратившемуся после длительной ссылки, пришлось много сделать, чтобы вернуть прежнее внутреннее состояние церкви.

Успенская кладбищенская церковь многие годы служила единственным источником православия на территории Северного Урала. Сюда стекались люди из городов Кушва, Лесной, Нижняя Тура, Серов, Ляля, Лобва, множества поселков и деревень. В архивном отделе городского округа Верхотурский и фондах ВГИАМЗ сохранились отчеты отдела антирелигиозной борьбы Верхотурского райисполкома с 1961 по 1986 годы.

С 1961 по 1970 годы в церкви служил священник Емельянов Леонид Иванович, 1912 г. р., уроженец с. Воскресенское Курганской области. Он получил среднее образование, закончил духовное училище. В 1927 году посвящен в сан. В 1927–1931 годах служил иереем в церкви с. Воскресенское, 1931–1937 — иерей в с. Ярославское (Белорусская ССР), 1937–1955 — трудился в Красноярском крае, 1956–1960 — иерей в с. Боровое, 1961–1969 — протоирей в г. Верхотурье.

Работники райисполкома в своих отчетах отмечали, что с прибытием священника Емельянова проповеди в церкви читаются реже, даже не каждое воскресенье. Священник ссылается на слабое состояние здоровья. В 1970 году в церковь пришли служить священник Комаров Сергей Иванович, 1927 г. р. и дьякон Костромин Борис Алексеевич, 1932 г. р. Благодаря им деятельность церкви значительно ожила.

Священник Комаров старался проводить службу во все церковные праздники, каждому из них придавал особое значение. Число проповедей в церкви при нем резко увеличилось. Таким образом, церковь стала работать почти ежедневно. Работники антирелигиозного комитета райисполкома ежеквартально составляли списки на лиц, совершивших над собой какой-либо религиозный обряд в Успенской церкви, и рассылали их в Верхотурский РК КПСС, а далее по месту жительства.

Это грозило большими неприятностями на работе и службе, отстранением от влиятельных постов и лишением наград, привилегий. Тем не менее, посещение церкви и совершение религиозных обрядов не уменьшалось, а год от года увеличивалось.

Освящение Крестовоздвиженского собора. На санях - Елизавета Федоровна Романова


Продолжение следует

Библиография:
1.История государства и права России: учеб./В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев;
под ред. Ю. П. Титова, 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.
2.История Урала: XX век. Учебник /Под ред. Б. В. Личмана, В. Д. Камынина. —
Екатеринбург: издательство «СВ-96», 1998.
3.Иерей Александр Карачёв. Негасимый светильник. / «Православная газета»,
№ 18 (675) от 7 мая 2012 г
.

Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

1
663.516 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые