Послание Новгородского митрополита. "К Патриарху прошение о разрешателной  архиерею граммате ради смертнаго часа"

Автор @blagodar

Начало


Епархиальные архиереи в Древней Руси, почувствовав ухудшение своего здоровья, могли также писать по этому поводу грамоты Предстоятелю Церкви. Незадолго перед своей кончиной Новгородский архиепископ Евфимий († 1458; пам. 11 марта) прислал Митрополиту Ионе († 1461; пам. 31 марта) в Москву со своим «слугой Федором, свое писание, возвещая... о своей велицей нестерпимей немощи, а прося себе... благословения и прощения».

Святитель Евфимий Новгородский


Грамота иерарха не сохранилась, но о ней мы узнаём из ответа, утешительной грамоты Главы Церкви, направленной Новгородскому владыке. Текст начинается словами: «Благословение и прощение...». Вскоре, в 1458 году, «преставися архиепископ Новагорода Великаго Еуфимей»— говорится в летописи. До наших дней сохранились различные письма Новгородскому митрополиту Иову, а также его послания к своим современникам.

Новгородский владыка страдал различными недугами и поэтому неоднократно хотел уйти на покой в место своего монашеского пострижения, в Троицкую обитель преподобного Сергия Радонежского († 1392; пам. 25 сент.). Поэтому в помощь ему был поставлен викарный епископ Ладожский.

Отмечается, что митрополит «Иов всегда памятовал о неизбежном часе смертном, как можно судить по письму его, которое он еще задолго до своей кончины писал Святейшему Кир Адриану, архиепископу Московскому и всея России и всех Северных стран Патриарху».

В рукописи данное письмо имеет предваряющее надписание: «К Патриарху прошение о разрешателной архиерею граммате ради смертнаго часа». Начинается оно словами: «Всяк человек о сем весть, яко всяк имать умрети, и по смерти воздати неизмолимый ответ о житии своем». Он говорит: как неизвестно время второго пришествия Христа Спасителя (Лк. 12, 40), так неизвестно и время исхода человека.

Ниспосылаемые человеку болезни автор рассматривает, как «видимых вестников смерти». Он отмечает, что такие праведники, как Кирилл Александрийский († 444; пам. 9 июня), Арсений Великий († 449–450; пам. 8 мая) и авва Агафон, не надеялись на свои труды и подвиги, вспоминали «смерть, зело трепетаху». Поэтому иерарх обращается с просьбой к Патриарху: «...Молю твою архипастырскую, Христоподражательную яже ко всем благость, помиловати мя окаяннаго и простити, елико в чем и когда аз смиренный пред тобою, яко человек, согреших».

Он просит прислать разрешительную грамоту, ссылаясь при этом на свои недуги: «И смиренно прошу совершеннаго ради грехов моих оставления и надежнаго ко Владыце всех упования, за подписанием святыя ти десницы, разрешительней грамоте дароватися; за еже аз убогий и грешный инок Иов многажды обретаюся в тяжком случае болезни, яже ничто ино раждает, точию смерть, ея же лица страшуся, да некогда напрасно26 неготова постигнет мя, но, твоего ради архипастырскаго премилостиваго разрешения и молитв, возмогу обрести у Всемилосердаго Бога милость и оставление многих грехов моих», — заканчивает свое письмо иерарх.

Святой Патриарх Иов


Послание Новгородского архиепископа Евфимия святителю Ионе не сохранилось до наших дней, известен только ответ ему Главы Церкви. Аналогичная, как видим, ситуация была и в жизни Новгородского митрополита Иова, но в данном случае до наших дней не сохранился Патриарший ответ ему.

В русском переводе Библии читаем: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16, 9)28. Божиим Промыслом Новгородский владыка пережил Главу Церкви: Патриарх Адриан почил в 1700 году, в последний год XVII века, а митрополит Иов — в 1716 году.

Вопрос о духовных грамотах епархиальных архиереев и письмах Предстоятелям Церкви не исследовался в историографии. Они свидетельствуют о благочестии их авторов, исторические личности в них предстают простыми людьми в обыденной жизни со своими недугами и скорбями. Они помнили слова диаконского прошения на Литургии и молились: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове, просим».


Послание Новгородского митрополита Иова Патриарху Адриану:

К Патриарху прошение о разрешателной
архиерею граммате ради смертнаго часа.

Великому господину и государю, отцу нашему Святейшему Кир Адриану, архиепископу Московскому и всея России и всех Северных стран Патриарху. Сын твой и богомолец Иов митрополит, Бога моля и благословения прося, челом бию. Всяк человек о сем весть, яко всяк имать умрети и по смерти воздати неизмолимый ответ о житии своем, даже и до словесе праздна и до самаго безсловеснаго нелепаго помышления. И многажды случается, яко во один час здрав бывает, паки в той же умирает, но онаго дни и часа ведати не можем. И едини умирают на одре лежаще, другия же — спяще; овии — глаголюще, а инии — ядуще; мнози же умирают во гресех, а инии — в добродетелех. Сего ради потребно есть человек[у] на всяк час готову быти ко смерти. О сем Сам Спаситель наш увещавает, глаголя: «И вы будите готовы, яко в онь же час не мните, Сын Человеческий придет» (Лк. 12, [40]). Егда же Господь Бог, судбами Своими, на человека попущает болезнь тяжкую, тогда уже есть видимым вестником смерти, яко пред дверми стоит, уже и пред очима с косою смертною ему показуется, иже есть зело страшна. Страшна есть воистинну смерть и праведным, понеже суд за собою влечет. Ибо праведный, аще и совершенно исправишася к Богу и течение свое добре скончаша, яко святый Кирилл Александрийский и Арсений Великий и авва Агафон, но не уповаша на свои подвиги. И егда воспоминаху смерть, зело трепетаху, не ведяще, аще Бог приял их покаяние и угодны ли их добродетели, зане ин суд Божий, и ин человеческий. А понеже святии тако бояхуся и трепетаху часа последняго, и на своя подвиги и добродетели не уповаша, аз же, грешный инок Иов, [Л. 246 об.] что имам о себе рещи, яко николиже благо что содеях пред Богом, и ничтоже за грехи моя довольная30 сотворих противу правосудию Божию. Судия бо истинен есть и испытлив31, иже ни единыя и малыя черты не оставит, занеже нестерпмый ответ воздати имам. Сего ради боюся и трепещу, и требую от тебе, имущаго отца моего и архипастыря помощи, прощения и разрешения, да Премилостивый Господь Бог, твоих ради молитв архипастырских благодатию Своею простит тяжкая и лютая моя прегрешения. И паки молю твою архипастырскую, христоподражательную, иже ко всем благость, помиловати мя окаяннаго и простити, елико в чем и когда аз смиренный пред тобою, яко человек, согреших: словом, делом, помышлением и небрежением, волею или неволею, ведением или неведением. И смиренно прошу совершеннаго ради грехов моих оставления и надежнаго ко Владыце всех упования, за подписанием святыя ти десницы, разрешителней граммате дароватимися, за еже аз убогий и грешный инок Иов многажды обретаюся в тяжком случае болезни, иже нечто ино раждает, точию смерть, еяже лица страшуся, да некогда напрасно неготова постигнет мя, но, да твоего ради архипастырскаго премилостиваго разрешения и молитв, возмогу обрести у Всемилосердаго Бога милость и оставление многих.


Библиография в первой части
Изображения из архива православного музея и с лицензией ССО


Наш партнёр - торговая платформаPokupo.ru

vox-populiисторияchaos-legionисториярелигиииов
339
399.043 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
339
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые