Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Церковь и Революция. Екатеринбургская Епархия в 1917-1918 годах. Часть 3

Автор @kraeved

Начало

К концу 1917 и началу 1918 г. про-революционные статьи в епархиальной прессе Урала меняют свою риторику, восторженный пафос постепенно стихает, все чаще в статьях появляется тревога за свое положение: «Изгнание священников из приходов, начавшееся со дней революции, не прекращается по сие время. Изгоняют священников по разным предлогам, большей частью совершенно неосновательным. Так, один приход просит удалить священника за то, что он кадет, а они — прихожане — социалисты-революционеры. Иногда причиной к удалению священника выставляют, что «батюшка старого режима», а иногда просто, что священник стар (а ему 56 лет и пользуется хорошим здоровьем)… самое удаление священников из прихода происходит разно. Иногда прихожане подают прошение об удалении священника и ждут разбора дела. Чаще же, хотя и подают прошение, но требуют удалить сейчас же, немедленно, дабы не произошло «эксцессов и насилия», и при этом не согласны ни на какие дознания и следствия. Бывает и так, что прихожане еще до подачи жалобы ставят священнику ультиматум, оставить, невзирая на время года, в три дня церковный дом и район их прихода…» (Защищайтесь сами. // ИЕЦ. 1918. № 5 от 1 апреля (19 марта).

«Наступило исключительное время, требующее подвига, исповедничества, величайшей самособранности духа… Теперь нужны не мы, — средние, серые люди, обремененные семейными заботами, — теперь нужны вдохновенные энтузиасты, исповедники, способные стоять выше приманок жизни, чуждые каких-либо компромиссов, имеющие достаточный запас нравственных сил в случае надобности, отрешиться не только от личных удобств, но и от самой жизни во имя Христово» (Свящ. Иоанн Пузырев. Теперь нужны не мы, а другие // ИЕЦ. 1918. № 9 от 1–15 мая).

К лету 1918 года в епархиальной прессе больше не осталось статей, восхваляющих революцию и революционные преобразования. Все чаще в епархиальной прессе звучит тема «иереев-мучеников», «мучеников долга»: «Скорбные, печальные вести сообщают нам газеты о положении нашего духовенства… Увы! — К нашему духовенству приложимы теперь… пророческие слова Спасителя: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас»» (Мученики долга // ИЕЦ. 1918. № 11 от 1–15 июня).

Иван Владимиров. «Допрос в комитете бедноты»
С июля по сентябрь, во время разгула большевистских репрессий, в Екатеринбургской епархии практически не остается богословских и философских статей, в которых бы рассматривались блага или достижения революции. Целые полосы сейчас занимали повествования о расправах над священниками с ужасающими подробности зверств большевиков — этих новых «Свободных граждан Руси».

Осмысляя причины репрессий против церкви, духовенство справедливо усматривало в этом и свою вину. Так, протоиерей Алексей Катагощин, в своей статье «Блюдите, яко опасно ходите» (ИЕЦ. 1918. № 15 от 15 (28) августа – 1 (14) сентября), приводит рассказ расцерковившегося красноармейца, виной потери веры которого стало сребролюбие священника: «…В то время, как решилась моя судьба, «товарищи» повели разговор о том, с какого времени и по какому случаю они отстали от церкви и начали ненавидеть попов… — Возвратился я на родину с Японской войны, — так повел свою речь третий «товарищ», — осмотрел дом; вижу, что около него ни кола, ни двора. Надо было все налаживать, починять, строить, приобретать… Вот подошел и светлый праздник — Пасха. Все радуются, христосуются, ждут к себе духовенство с крестом. Жду и я. Приходит священник. Пропел «Христос Воскресе»… Похристосовались. А у меня в кармане только три копейки денег. Подаю их священнику. Как тот их бросит! Как закричит на меня, что я над ним устраиваю насмешки! Сколько я ни говорил ему, что это у меня последние деньги, поп не поверил, хлопнул дверью и ушел. Первоначально было тоскливо на душе, а затем поднялась такая злость против всех попов, только держись. Теперь я их, длинногривых!.. — Красноармеец выругался скверным словом и здоровенным кулаком своим потряс в воздухе. Грустно было на душе, когда приходилось слушать эти рассказы, а в уме невольно проносилась мысль: «Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит… Лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». «Имеяй уши слышати, да слышит».

Задумываясь над причинами массовых репрессий, справедливо видя свои недостатки, представители духовенства ставили перед собой вопросы, которые задают многие мыслители до сих пор. Почему произошел этот массовый террор? В чем корень разразившейся над Россией трагедией? Какую оценку дать каждой из революций 1917 года?


Окончание следует
Библиография указана в первой части

Статьи данного цикла можно прочесть в авторском теге kraeved
Изображения из музейных архивов, а так же с лицензией ССО
Об авторе: Образование - исторический факультет Уральского государственного университета, музейный работник


Торговая платформа Pokupo.ru

0
216.732 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые