Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Екатерина Вторая. Удар по русскому монашеству

Автор @hranitelmuzeya

Термин «секуляризация» означает процесс ослабления воздействия религии и Церкви на все сферы общественной жизни. Происходит десакрализация каких-то областей жизни, религиозные представления заменяются светскими взглядами.

Данная статья посвящена одному из аспектов секуляризации — политике правительства Екатерины II по отторжению церковного имущества и земельных владений в государственное владение. В данном случае, применительно к XVIII веку, о каком-то освобождении общества от религиозного влияния говорить не приходится.


Еще в конце XV века на монастырские владения обратили внимание властей сами монахи — партия нестяжателей Они во главе с преп. Нилом Сорским имели строгое мнение об отсутствии какого-либо имущества как у отдельного монаха, так и у обители в целом.

Идея христолюбивой нищеты запрещала членам скитов «быть владельцами сел и деревень, собирать оброки и вести торговлю», в противном случае, иной образ жизни не соответствовал евангельским ценностям. Сама же Церковь виделась «нестяжателями» как духовный пастырь общества с правом независимого мнения и критики княжеской политики, а для этого нужно было как можно меньше зависеть от богатых пожалований светской власти.

Понимание монастырской жизни «нестяжатели» усматривали в аскетическом молчании, уходе от мирских забот и в духовном самосовершенствовании иноков. Но тогда победили «иосифляне»: им удалось отстоять право на монастырские владения, мотивируя юридическими актами христианских монархов, подтверждавших дарения церковных земель, их неприкосновенность от времен басилевса Константина Великого. При Иоанне IV Васильевиче эта животрепещущая проблема вновь актуализировалась.

Вопрос подняли на Стоглавом соборе благодаря деятельности старца Артемия. Он считал, что монахи должны жить не от имений, а трудом рук своих. В итоге соборяне приказали епархиальным архиереям вернуть те владения, которые были приобретены без разрешения царя. На Соборах 1580-х годов запретили монастырям получать земли посредством покупки или в залог. Служилые люди обеднели и не располагали ни землей, ни деньгами для своей экипировки.

А страна была окружена врагами (Ливония, крымские татары). Отменить тарханные грамоты монастырям правительству так и не удалось. После Смутного времени власти, несмотря на тяжелейшее финансовое состояние, не решились секвестрировать монастырские владения.

Правительство ограничивалось паллиативными мерами. Родственники могли выкупить земли, если они были проданы обители или переписаны как вклады на помин души. В 1641 г. вышел указ — если оброчный крестьянин убегал на монастырские земли, то владелец мог судиться с монахами. Однако знаменитым Соборным Уложением 1649 г. Церкви запретили приобретать новые земли любым способом. Все посады и слободы на церковных землях передавались в ведение казны. Но даже частичной секуляризации не получилось. Служилые требовали секвестрировать все земли, полученные Церковью после 1580 г., раздать их в поместья малоземельным служилым людям.

Богатство обителей не могло не влиять на быт монахов. Обмирщение усиливалось. Монастыри превращали в хозяйственные предприятия. Прагматик Петр I был человек религиозный, хотя и малоцерковный. Но его государственные представления формировались под влияние протестантских идей. На христианскую аскезу он смотрел как на бездеятельность. Поэтому в своих распоряжениях стремился сделать обители полезными для государства.

Ипатьевский монастырь


Резко сократилось число насельников, и за земельными владениями некому стало следить. Несмотря на массу узаконений по монашеству, император не успел решить земельную проблему. Церковь оставалась посредством Монастырского приказа собственником своих земель.

Его жена Екатерина I также обошла вниманием монастырские владения. Плетьми монахов начали бить, душевнобольных и колодников помещали в обители. И Петр II ограничился открытием небольших обителей и возвращением монахов.

В период «бироновщины» практиковались «разборы монахов» — их забирали в 33 солдаты, ссылали пожилых на принудительные работы на Урал и в Сибирь. Так что из 25207 монашествующих осталось 14282. Обители стояли пустые. На монастыри наложили подати, превышавшие их доходы. Появившиеся недоимки брали уже воинские отряды. Регентша Анна Леопольдовна ничего не изменила. Только разрешила постриги после шестимесячного искуса.

О земельной проблеме власти не помышляли. Однако необходимость секуляризации властям стала ясна. Именно «Дщерь Петрова» — императрица Елизавета, несмотря на ее расположение к архиереям и монашеству, начала в 1757 г. подготовку к секуляризации церковных имений. Казна уже не могла обходиться без доходов от монастырских владений. Указом эти имения облагались сборами наравне с имениями помещиков, а управляли ими отставные офицеры.

Монастыри оставались приютами для душевнобольных, малолетних преступников и солдатинвалидов. И кормили их за счет монастырских владений.

Корин П. «Русь уходящая»


Продолжение следует
Изображения из архива музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

0
212.801 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые