Из истории единоверия Верхнетагильского завода. Часть 2

Автор @kraeved

Часть 1


Здешний Свято-Троицкий приход был тогда невелик. Всех прихожан насчитывалось 306 человек. Метрические записи за 1884 год статистически этот факт подтверждают. В тот год отец Дмитрий совершил таинство Крещения над 62 младенцами, сочетал браком всего 6 пар, отпел 25 усопших, из них 15 мужчин и 10 женщин.

В последующие годы численность требоисполнений практически не менялась. В 1886 году таинство Крещения было совершено над 43 младенцами, повенчалось 7 пар, скончалось 27 прихожан — 13 мужчин и 14 женщин. В дальнейшем число родившихся детей у местных единоверцев стало сокращаться, а количество умерших стало наоборот только увеличиваться.


Стоит отметить и тот факт, что отец Дмитрий старался заниматься миссионерской деятельностью, применяя свои пастырские знания и авторитет для того, чтобы примирить с Церковью местных старообрядцев-беспоповцев. В 1895 году благодаря его проповеди состоялось присоединение на правах единоверия следующих жителей: Евдокии Абрамовны Медведевой — 18 лет; Натальи Ивановны Богдановой и Лукерьи Григорьевны Чистяковой — обе молодые девушки по 17 лет.

Так постепенно увеличивалось число прихожан, которых собиралось на богослужения немало, от того в небольшой Свято-Троицкой церкви со временем становилось тесно. Яркой, запоминающейся страницей в истории верхнетагильского единоверческого прихода стало назначение в сентябре 1892 года нового заводского управляющего Маркова Гавриила Александровича (1866–1933), человека деятельного и прогрессивного.


Сменив прежнего управляющего Николая Агеевича Свечина, Гавриил Александрович с присущим ему энтузиазмом смело занялся перестройкой не только производственных объектов, но и приступил к реализации других своих замыслов. Владея не только металлургическими познаниями, он мог так же реализовать себя как проектировщик и архитектор. Возводя при этом не только светские архитектурные формы, но и культовые.

Вот что Гавриил Александрович позднее писал в своих мемуарах по поводу строительства в Верхнем Тагиле: «...Впоследствии я перестроил в Верхнем Тагиле здание кричной фабрики, устроил новый водопровод, лавку общества потребителей, перестроил заводскую контору, построил новую единоверческую церковь и спроектировал новое здание для училища; одним словом, развернул свою работу уже в более широком масштабе, что немало способствовало установлению хороших отношений между мной и заводскими рабочими».

Судя по этому тексту, делается вывод, что проект для постройки нового единоверческого храма выполнил лично сам Марков. Новый храм возводился на пожертвования прихожан. Из государственных же денег не было потрачено ни копейки. Но вероятнее всего, что часть финансовых расходов взял на себя завод и, опять же, в лице управляющего Гавриила Александровича.


Пока шло строительство, все богослужения для единоверцев продолжали совершать в прежнем храме, который в связи с постройкой нового в 1897 году демонтировали. 7 мая 1897 года состоялось освящение новой просторной церкви. Престол святого алтаря по всеобщему желанию верхнетагильских обывателей, держащихся старых обрядов, было решено освятить в честь святого Илии, одного из величайших пророков Ветхого Завета, жившего за 900 лет до Рождества Христова при израильском царе Ахаве. За пламенность веры и ревностное провозглашение прихода в Мир Спасителя пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице.

На Руси издревле пророка Илию почитали и считали его покровителем сельскохозяйственных работ. В церковном календаре день его прославления отмечается 2 августа (20 июля).

Св. пророк Илия. Икона старообрядческого письма нач. ХХ в.


Верхнетагильская единоверческая паства решила по-своему увековечить его имя, посвятив ему храм в напоминание о временном православном храме, открытом в 1861 году после страшного пожара. Выполненный в крестово-купольной форме каменный Пророко-Ильинский храм плавно вписался в ландшафт у подножия горы Плешивой. Старожилы поговаривали, что по архитектурным формам новая единоверческая церковь перекликалась с православным Знаменским храмом.

Делая анализ по сохранившейся фотографии либо художественной литографии начала ХХ века, дополненной элементами ретуши, помещенной в экспозиции Верхнетагильского историко-краеведческого музея, действительно можно проследить некоторое сходство, а также выявить некоторые архитектурные особенности. Храмовый объем увенчан граненым барабаном с четырьмя оконными проемами, верх которого отмечен сферическим куполом. С восточной стороны примыкала прямоугольная апсида, завершенная фигурным профилированным верхом. С запада в одной связи с храмом была пристроена колокольня, в основании которой был положен четверик (притвор) и три яруса, два из которых несли функцию звона, так как были прорезаны арочными проемами на четыре стороны света.

Верхний Тагил. XIX век.


Продолжение следует
Библиография здесь
Изображения из архива музея и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiисторияchaos-legionуралединоверие
214
166.456 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
214
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые