Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Из истории единоверия Верхнетагильского завода. Заключительная часть

Автор @kraeved

Предыдущая часть


Стоит отметить и тот факт, что еще в 1850 году в Верхнетагильском заводе появился храм старообрядцев австрийского согласия. Территориально этот старообрядческий храм располагался в приделах современной улицы Трудовой.

По всей вероятности тот храм был небольшим, так как был обустроен в частном доме Мелании Сергеевны Коровиной, сестры Косьмы Коровина, впоследствии ставшего Оренбургским епископом Константином, служившим в австрийской церкви. Правда, в 1895 году властями из Верхнетагильского старообрядческого храма была изъята вся церковная утварь, что послужило препятствием к совершению всех видов таинств и обрядов. Но несмотря на это, в «австрийском» храме продолжал служить священник Василий Иванович Кульков, ранее проживавший в Миасском заводе.

После его кончины в 1901 году владелица дома, где размещался храм — Мелания Коровина — все еще пыталась вернуть ранее конфискованные из их общины предметы, но так их и не дождавшись, она в 1904 году скончалась. После ее кончины новый лидер австрийских старообрядцев Григорий Павлович Чистяков продолжил писать властям ходатайства о разрешении и впредь совершать в своем храме старые обряды.

В дальнейшем верхнетагильская община старообрядцев, приемлющих священство, или «австрийцы», продолжила свое существование. Позднее в их общине появился приехавший из Уфимской губернии священник Павел Щепкин. После своего присоединения к православной церкви Павел Акинфиевич с одобрения епархиального начальства 1 мая 1913 года был принят псаломщиком в Ильинский единоверческий храм Верхнетагильского завода.

Судя по данным, опубликованным в «Справочной книжке по Екатеринбургской епархии за 1915 год», известно о том, что местный единоверческий священник получал весьма приличное жалование. Его годовой доход составлял 600 рублей, причем это жалование выплачивалось из государственных средств — «за счет казны».

Храм Архангела Михаила в Верхнем Тагиле


Церковнослужитель-псаломщик, помощник при совершении богослужений, также имел немалый доход. Его годовой заработок составлял 200 рублей. Для сравнения можно привести пример более низких доходов, получаемых в соседних заводах, таких как Нейво-Рудянский и Верх-Нейвинский. Служащее там единоверческое духовенство в год получало по 300 рублей, а псаломщик и того меньше, всего 100 рублей3. Также в «Справочной книжке» сообщается о том, что прихожан в Ильинской церкви числилось 857 человек.

У прихода имеласьсобственная пахотная земля в размере 99 десятин. Из статистического отчета за 1911 год можно узнать следующие цифры. Численность верхнетагильских единоверцев была немного ниже, так как насчитывала 808 человек, которые все проживали в 104 домах, и несколько приверженцев старых обрядов проживали в пяти дворах Шуралинского завода. Не обошли стороной священнослужители и тех жителей, кто крепко держался за старые обряды (старообрядцев). Судя по отчету, в здешних местах их численность была совсем не велика.

Беспоповцев в Верхнем Тагиле проживало 12 мужчин и 48 женщин. Приемлющих священство австрийской иерархии и того меньше — 2 мужчин и 6 женщин. Никаких документов о том, как долго просуществовала община единоверческого храма после 1917 года, в процессе поисков выявлено не было. Вероятнее всего, что лишившись своего пастыря, спустя какое-то время решением местных властей храм был закрыт. Так поступали в большинстве случаев. У верующих попросту отнимали «культовое помещение», при этом разоряя и оскверняя храм.

В 1931 году в церкви произошло возгорание, приведшее к большому пожару, от которого пострадало все внутреннее пространство. С укоризной стали взирать на окружающих едва заметные от копоти лики святых, с разных сторон постепенно стала осыпаться штукатурка. Вопрос о том, кто будет восстанавливать здание церкви после пожара, в поссовете естественно никто не поднимал. Советскому атеистическому государству храмы были не нужны, местные власти решили храм снести и воспользоваться старым кирпичом повторно, используя его в своих нуждах.

В настоящее время в Верхнем Тагиле существует единоверческая община, у которой есть свой храм. Местные ревнители «древлего благочестия» продолжают духовную жизнь своих предков. Все предыдущее время лик местного чудотворного Знаменского образа Пречистой Девы осенял этих православных старообрядцев, помогая сохранить ту духовность, которая способствовала нынешнему поколению приверженцев старых обрядов возродить свой приход. Милость же Царицы Небесной вселяет надежду на то, что нынешний Михаило-Архангельский приход ожидает уверенное будущее.

Храм Архангела Михаила в Верхнем Тагиле


Библиография здесь
Изображения из архива музея и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

0
159.372 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые