Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Из истории верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. XVII век. Настоятели. Заключительная часть

Автор @nikalaich

Начало

После оставления настоятельской должности Игнатий, возможно, продолжал жить в обители «на покое». Об этом косвенно свидетельствуют маргиналии на книгах из его келейной библиотеки.

Так, на Требнике, напечатанном в Москве в 1689 году, имеется полистная запись: «7204-го (1695) году октября во 2 день Верхотурскаго города Николаевскаго монастыря бывшего архимандрита Игнатия книга Требник, куплена на свои келейные денги, цена два с полтиною, а потписал по иво архимандричью велению старец Савин. И сию мою книгу никому не украсть и не продать, и не заложить, и по души своей никому не отдать. А буде кто сию мою книгу кто украдет или продаст, или заложит, или по душе своей кому отдаст, и тот анафема да будет, и да погибнут яко же Корредафан и Авирин, и Анания».

На другой книге — Синопсисе издания Киево-Печерской Лавры (1680 или 1699 годов), содержится владельческая запись начала XVIII века: «... Июня в день сия книга глаголемая Летописец Верхотурского Николаевского монастыря бывшего архимандрита Игнатия Жилина, а подписал сию книгу черной поп Гедеон по его, Игнатия, велению».

То, что в вышеприведенной книжной маргиналии Игнатий написан с родовым «назвищем» Жилин, немаловажно в плане реконструкции генеалогии архимандрита. С начала 30-х годов XVII века в Свято-Троицком соборе Верхотурья в сане диакона служил некий Климентий Парфенов, который, вероятно, носил «назвище» Жила (или Жилин, если, конечно, Жилой звали его отца).

К середине 30-х годов XVII столетия о. Климентий был уже соборным иереем. В 1652/53 году его перевели служить в верхотурскую Воскресенскую церковь. Сын священника Климентия — Иван Климентьев — «прозывался» Жилиным и служил в 1680 году «дьячком» в Салдинском погосте в храме св. Прокопия Устюжского.

В верхотурской переписной книге 1668/69 года упоминается еще один Иван Климентьев (видимо, старший («болшой») сын Климентия Парфенова), служивший священником в Меркушино.


Богослужение в храме праведного Симеона Верхотурского. Меркушино
Весьма вероятно, что дочерью Климентия Парфенова была Клементьева Матрона, числившаяся в 1671/72–1674/75 годах в казенном окладе просфорницы «Соборные церкви и Николского и Покровского монастырей, и Богородитцкой церкви».

В Синодик Верхотурского Свято-Троицкого собора, который начал составляться в 1670 году и дополнялся вплоть до середины XIX века, полууставом конца XVII–начала XVIII века внесена запись: «Род архимандрита Игнатия: священноиерея Климента, священноиерея Иоанна 2-ж[ды], Ксении, Матроны, Парсковии, Татияны 2-ж[ды], Тихона, Гавриила млад[енца], Евфимии млад[енца], Марфы, Феодора».

В Синодике нет имени самого Игнатия. Очевидно, поминальный список составлялся еще при жизни архимандрита.

Киприан — «черной поп» (иеромонах), затем архимандрит Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Под 1686 годом известный уральский историк-краевед XIX века В. Н. Шишонко в своей «Пермской летописи» поместил известие, почерпнутое им из «Рукописного Верхотурского хронографа»: «Последовала грамота на Верхотурье от Сибирского митрополита Павла... о присылке на Верхотурье в Никольский монастырь нового архимандрита Киприана».

Надо полагать, что в лице поставленного владыкой Павлом нового настоятеля следует видеть «черного попа» Никольской обители (в 1685 году исполнявшего и обязанности монастырского келаря) Киприана. Так, в исковой челобитной Свято-Николаевского монастыря, помеченной 15 июля 1685 года, в качестве монастырского «началства», вместе с архимандритом Игнатием обозначен «келарь черной поп Киприян».

Архимандрит Киприан упомянут в «закладной кабале» от 2 января 1687 года, в «новичной памяти» от 4 июля 1687 года и в «данной» от 11 августа 1687 года в качестве архимандрита Никольского монастыря. Однако в поземельных актах от 20 сентября 1687 года и 20 января 1688 года никольским архимандритом указан уже не он, а вновь Игнатий. Архимандрит Игнатий, как уже было сказано в биографическом очерке о нем, получал настоятельское жалование и в 1688/89 и в 1689/90 годах.

В документе от 16 июня 1692 года никольским архимандритом вновь отмечен Киприан. Александр — архимандрит Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Александр упоминается как архимандрит в верхотурских документах, датируемых февралем и сентябрем-ноябрем 1694 года.

30 декабря 1694 года архимандрит Александр участвовал в комиссии во главе с митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием (Римским-Корсаковым) по освидетельствованию мощей св. прав. Симеона в с. Меркушино (архимандрит Александр не присутствовал при первом освидетельствовании новоявленных мощей 18 декабря 1694 года — среди сопровождавших митрополита Игнатия лиц отмечен только один архимандрит — Сергий Знаменский.

Однако о. Александр, без сомнения, знал о вышедшем из-под земли гробе и, видимо, посещал Меркушино еще до 18 декабря). Александр получал архимандричье жалование и в 1695/96, 1697/98, 1698/99 годах. В Синодик Верхотурского Свято-Троицкого собора, который начал составляться в 1670 году и дополнялся вплоть до середины XIX века, полууставом конца XVII–начала XVIII века внесена запись: «Род архимандрита Александра, священноархимандрита Александра, Марка, Ульянии». В последних двух именах родового помянника, по всей видимости, следует предполагать родителей архимандрита.


Симеон Верхотурский


Продолжение цикла следует
Изображения из музейных архивов, а так же с лицензией ССО
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Торговая платформа Pokupo.ru

0
223.440 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые