МАНФРЕД МАНН - ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР (из цикла "История Рока" )

Автор @nikulinsb


Еврейская семья Любовиц переехала из Литвы в Южную Африку. Там, в Йоханнесбурге, 21 октября 1940 года, родился Майкл. Играть на пианино стал рано, тем более, что мать была пианисткой. Он серьёзно изучал в университете классическую музыку, подрабатывая в ночных барах и клубах Йоханнесбурге джазовым пианистом.

В 1959 году он решил заняться музыкой всерьёз и уезжает в Нью-Йорк. Но там он не прижился, и он перебирается в Лондон. (До сих пор не могу привыкнуть к свободе передвижения в мире за железным занавесом - когда я был студентом, меня не пустили даже в Болгарию. А вчера дочь с мужем и внуком улетели в отпуск на Канары, самостоятельно забронировав там себе отель). В этот период он начал писать статьи в музыкальные журналы под псевдонимом Манфред Манн - и так появилось это имя на музыкальном небосклоне.


В Англии он встретился с другим незаурядным музыкантом, клавишником и ударником Майклом Хаггом. Уже вдвоём они формируют группу с пышным названием "Mann Hugg Blues Brothers". Они начали играть всякую легкую лабуду для танцев на волне зарождающихся тогда модных биг-битовых групп с электрогитарами и электроорганами. Тогда это было настолько ново и необычно, что фирмы грамзаписи предпочитали сначала заключить контракт с такой группой, а потом посмотреть - что из этого получится. В марте 1963 подписала свой контракт и группа Манфреда, сократившая своё называние до скромного "Manfred Mann". Тем не менее, тогдашние простенькие песенки группы пользовались успехом, особенно такие, как "Do Wah Diddy Diddy", "Sha La La", "Pretty Flamingo", "Mighty Quinn"… Даже многие годы спустя, уже в следующем веке, Манфред продолжает исполнять их на концертах к радости ностальгирующей публики.


Но подобная музыка ему надоела и они с Майком Хаггом в 1969 году распускают её и создают новую, которая предназначена играть джаз-рок, воплощая музыкальные идеи создателей. Название у неё довольно неоригинально - "Manfred Mann Chapter Three", но мы уже поняли закономерность. Группа для Манна - это просто продолжение его самого, только с большими возможностями музыкального самовыражения. Типа - мегафон для оратора. Оратор будет изрекать идеи, а дело мегафона - усиливать и доводить до слушателей. Мегафон поменять на новый, оратора - никогда.

Но дело не пошло, или мир оказался пока неподготовленным к его музыкальным идеям и этот оркестр Манфреда Манна распался тоже. И тогда рождается новая реинкорнация оркестра - "Manfred Mann's Earth Band" (1971), который и принёс Манфреду славу. В новой группе не нашлось места Майку Хаггу, но пришёл поющий гитарист Мик Роджерс, ставший фронтменом группы (Манфред не любил особенно светиться, копошась на концертах где-то сбоку за своими многочисленными клавиатурами). Кстати, именно Манфред исполнил тогда (1971) знаменитый проигрыш на синтезаторе в песне Uriah Heep "July Morning".

С 1972 по 1975 год группа выпустила пять альбомов, каждый из которых был лучше предыдущего и не повторял его. Музыкальный стиль представлял собой дикий винегрет (или, более пристойно - "сплав") из разных рок-течений с добавлением джаза и классики. Музыкальные критики строили немыслимые конструкции для описания этого стиля - "Манфред Манн" вторгается на территорию Рика Уэйкмана и Кита Эмерсона, в то время как в целом звучание группы становится ближе к Deep Purple… Общий стиль альбома находится где-то посередине между арт-роком и хеви-метал, с элементами фолка, причём все эти жанры органично сочетаются друг с другом". Причём все отмечали его мастерство, как клавишника.

Шестой альбом группы - "Nightingales and Bombers" (1975) - "Соловьи и бомбардировщики" - означал прорыв группы к новым высотам и сделал из них классиков рок-музыки. Название альбома связано с тем, что на последней композиции слышны трели соловьёв на фоне гула моторов бомбардировщиков - эту запись сделал один орнитолог в Англии во время войны, когда английские эскадрильи отправлялись с соседнего аэродрома бомбить Германию. В общем - много красивых слов, но к музыке отношения не имеет, да это и не важно.

Когда в 1976 году мне привезли из Москвы этот альбом, ничего во мне не дрогнуло - группу эту тогда у нас уважали, но не знали. Тогда это бывало часто - информация есть, а музыки никто не слышал. Но я слушал этот диск всю ночь, и друзей позвал. Много было выпито в ту ночь простых, но демократических и недорогих напитков - "Вермут плодовоягодный", "Портвейн 777" (бедные португальцы, дать бы им попробовать это нервно-паралитическое пойло с благородным названием!), "Алжирское розовое" и тому подобные неколлекционные напитки. Особенный приход был от заглавной композиции - "Spirit in the Night", - перепевки песни Брюса Спрингстина. Отточенные аранжировки композиций, мастерские проигрыши и меланхоличный вокал Мика Роджерса, покинувшего группу после записи этого альбома. Потом, через несколько лет, он вернётся. Более ни один альбом группы так не ложился на мою душу, да, похоже, и не только на мою у нас в России.

В 1976, не упуская волны успеха, Манфред Манн записывает следующий альбом - "The Roaring Silence", с непривычным пока вокалом Криса Томпсона. Жанр альбома критики определили как "прогрессив-рок", но что это такое - я понимаю довольно смутно. Ведь если есть прогрессивный рок, то тогда должен быть и регрессивный? Но я о таком не слышал. Может, именно в этом стиле играли тогда наши "Самоцветы"? Альбом также имел большой коммерческий успех, имя группы было у всех на слуху - именно эти годы сделали группу известной и обеспечивают ей зрителей до сих пор.

Альбом "Chance" (1980) - наверное, последний из успешных. Стиль "новая волна" оказал своё влияние на звучание этого альбома, но настолько интересно преломился через музыкальное мироощущение Манфреда, что опять получилось ни на что не похоже. Ясное дело, это признали тем же "прогрессив-роком". А кто против? Да все только за.

Следующая деятельность коллектива и его руководителя уже как у всех - усталость, распад группы, сольная деятельность, снова объединение, гастроли, запись альбома. Но группа уже создала всё, что могла - теперь она будет с ностальгией вспоминать свои старые хиты. Что она и делает до сих пор. Дай им Бог здоровья.


Doo Wah Diddy Manfred Mann HiQ Hybrid JARichardsFilm


Manfred Mann’s Earth Band - Don’t Kill It Carol (Rockpop, 19.05.1979) OFFICIAL



Manfred mann & Chris Thompson-Mighty Quinn


Изображения с лицензией ССО
Видео jarichards99utube и CRMechelen


Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiисториямузыкаchaos-legionисториярока
25%
11
245
215.726 GOLOS
0
В избранное
Сообщество Истфак
Historia est magistra vitae
245
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые