Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Патриарх Московский и всея Руси Адриан

Автор @blagodar

От редакции: Впервые на Истфаке публикуется цикл статей от действующего священнослужителя (причем самого высокого ранга), поэтому стиль подачи материала немного специфичен, но не стоит забывать, что "отец русской Истории" Нестор Печерский (Летописец) тоже имел монашеский сан.


Деятельность патриарха Адриана Святейший Патриарх Адриан, в миру Андрей, родился в Москве около 1637 года, происходил из простой семьи. Монашеский постриг он принял в Чудовом монастыре в Кремле, где прошел путь от простого монаха до настоятеля (1678–1686). Это был деятельный архимандрит: в 1680 году в Чудовом монастыре им было начато строительство храма в честь основателя обители, святителя Алексия Московского († 1376; пам. 12 февраля), с приделом в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а также храм в честь своего мирского Небесного покровителя — апостола Андрея Первозванного († ок. 62; пам. 30 ноября).

По завершении строительства Патриарх Иоаким (1674–1690) 20 мая 1686 года освятил храм святителя Алексия, при этом присутствовали цари Иоанн и Петр Алексеевичи, которые внесли в новый храм мощи святителя Алексия. В 1686 году Патриарх Иоаким с Собором архиереев поставил чудовского настоятеля на митрополичью Казанскую кафедру, он также предрек ему предстоящее Патриаршество. На Казанской кафедре новый владыка пробыл четыре года.

В это время Святитель написал труд, который называется «О древнем предании Святых Апостол и святых Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты и сия слагати и како на себе оный изображати», направленный против воззрений старообрядцев. В 1687 году в Казани свирепствовала эпидемия, и митрополит Адриан дал обет устроить монастырь в честь Кизических мучеников († 286–299; пам. 29 апреля), если эпидемия прекратится. Свой обет он исполнил, уже став Московским Патриархом.

После кончины Патриарха Иоакима в Москве собрался Собор в 1690 году, избравший на Патриаршую кафедру Казанского митрополита Адриана. Он долго отказывался, считая себя недостойным «началовождения паствы многороссийския» и «едва умолиша» его.

За кандидатуру Казанского митрополита стояла вторая жена Алексия Михайловича, мать Петра, Наталья Кирилловна Нарышкина и старорусская партия.

Портрет царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной (неизвестный автор)
Патриарх Адриан отказывался от высокой чести, видя характер подрастающего царя, но был умолен Собором архиереев и боярами. Ситуация в данном случае была подобна той, что и с Патриархом Никоном, когда его едва умолили стать Всероссийским Патриархом.

Разница была в том, что тогда Алексей Михайлович преклонялся пред Патриархом, в данном же случае царь был против Патриарха. Перед интронизацией он торжественно въехал в Кремль в карете Патриарха Филарета Никитича (1619–1633). В Успенском соборе нареченный Первосвятитель произнес традиционное Исповедание православной веры и архипастырское обещание хранить ее твердо и нерушимо.

В Исповедании говорилось: «Обещаюся же в страсе Божии и боголюбивым нравом вверенное мне стадо управляти и от всякаго зазора лукаваго и от латинства, люторства и кальвинства и от иных всех ересей сохраняти учительски со всяким усердным тщанием». После этого на него был возложен саккос святителя Петра, Митрополита Московского († 1326; пам. 21 декабря).

Святейший Патриарх Адриан был хранителем святоотеческих канонов и преданий, он пользовался покровительством благочестивой царицы Натальи Кирилловны († 1694), которая влияла на положение дел в государстве. В первые годы святительства нового Патриарха, т. е. до 1694 года, в церковно-гражданской жизни царил дух старины и традиции, унаследованный от Патриарха Иоакима, преодолевшего в последние годы своего служения иностранное влияние в Московской Руси.

Традиционно при Патриархе всегда находился освященный Собор, в который входили архиереи, вызывавшиеся на «чреду священнослужения» из епархий, с ними решались дела церковного управления. За время Патриаршества святителя Адриана в Русской Церкви было поставлено 16 архиереев.

В настольных грамотах Патриарха Адриана епископам говорится: «Наша мерность со всеми присутствующими архиереи в Царствующем граде суждше правильно и законно, в дело служения сего избраше сего благочестиваго мужа». Среди поставленных владык были святители, которые позднее были канонизованы.

11 сентября 1692 года был поставлен в Успенском соборе в Москве на Черниговскую кафедру святитель Феодосий († 1696; пам. 5 февраля). После его кончины, последовавшей 19 января 1697 года, Патриарх Адриан с собором иерархов хиротонисал ему преемника по кафедре — архимандрита Иоанна во епископа Черниговского. Позднее он был переведен на Тобольскую кафедру († 1715; пам. 10 июня).

В Службе святителю Иоанну, Митрополиту Тобольскому, говорится: «С любовию и добрым послушанием работал еси, святителю Иоанне святителю Феодосию, по блаженней же кончине его народом православным избран был еси преемником его святительского служения и Святейшим Патриархом Адрианом рукоположен был еси в архиепископа Черниговскаго». Из числа иерархов, поставленных Патриархом Адрианом, следует назвать также Сибирского Митрополита Игнатия (Римского-Корсакова; 1692–1701), хиротонисанного 3 апреля 1692 года из архимандритов Московского Новоспасского монастыря.

Это был образованный и ревностный архипастырь, много потрудившийся на поприще духовного просвещения Сибири. Однако в конце Патриаршего периода нарушается «чин и устав на избрание епископа». После возвращения государя из-за границы в 1698 году Петр I не довольствуется «возвещением» ему об избранном кандидате, но иногда сам намечает кандидата в архиереи, предписывая Патриарху посвятить его, оставляя за соборным избранием только формальность.

Митра Адриана

Продолжение следует


Библиография.
1.Белякова Е.В. Адриан // Православная энциклопедия. — М., 2000..
2.Белоброва О.А. Адриан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (ХVII в.). Ч. 1: А–З. — СПб., 1992.
3.Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре // ПДПИ. Вып. 3. — СПб., 1879.
4.Правдин А. Жизнь и поучения Патриарха Адриана // Духовная беседа. 1872.
5.Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последние десятилетия ХVII в. — Казань, 1913.

Изображения из архива православного музея и с лицензией ССО


Наш партнёр - торговая платформаPokupo.ru

0
157.710 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые