Патриарх Московский и всея Руси Адриан. Часть 3
Автор @blagodar
Нарушителем церковной жизни в это время являлся также дьячок Новгородской епархии Шелонской пятины — «Юшка» Микляев. Как сообщал Патриарху Адриану Новгородский митрополит Иов (1697–1716), он не был рукоположен во священники, но служил на приходе, совершал крестины, венчал и отпевал.
Митрополит Иов спрашивал у Патриарха: признавать ли его священнодействия действительными. Первосвятитель предложил в 1698 году этот вопрос соборному суждению и Собор отверг их действительность. В эти годы началась пропагандистская деятельность вольнодумца Д. Тверитинова, пришедшего из Твери в Москву на заработки около 1690 года.
Он обучался «цирюльному» мастерству и «дохтурской» науке у иноземцев «разных религий». При этом он заинтересовался протестантизмом и увлекся учением Мартина Лютера. Своим глумлением над Православием в стенах «лекарской» приемной он сеял протестантские плевелы в души приходивших пациентов.
В 1695 и 1696 году царь предпринимает два Азовских похода для овладения турецкой крепостью Азовом на Дону. Патриарх Адриан при этом оказывал царю материальную и духовную поддержку. «Слово на случай войны с турками» приписываемое историком С. Соловьевым авторству Патриарха Адриана. Когда же 31 июля 1696 года было получено известие о падении Азова, «сейчас же послали к Патриарху; Святейший заплакал от радости и велел ударить в большой колокол к молебну, на который сошлось безчисленное множество народа». Москвичам была прочитана царская грамота, описывающая радостное событие.
Позднее Святейший Патриарх Адриан участвовал в так называемых «кумпанствах», выстроивших к 1698 году 2 корабля, внеся, таким образом, вклад в создание русского флота. Латинопольское влияние в высшем классе русского общества окрепло при царе Феодоре Алексеевиче (1676–1682) и царевне Софье (1682–1689), но с падением царевны оно было преодолено Патриархом Иоакимом. Его политику продолжал и Патриарх Адриан, но ситуация вскоре стала меняться.
Однажды в 1694 году в присутствии царицы Наталии Кирилловны Патриарх сделал замечание молодому царю, увидев его в иноземной одежде, но Петр вспыхнул и резко ответил: «Вместо того, чтобы заботиться о портных, пещись о делах Церкви».
Реакция Петра, причем в присутствии любимой матери, почитательницы Патриарха Адриана, не обещала впереди ничего доброго для Патриарха и сдерживала его от активных выступлений против иностранных обычаев.
Тем не менее, Святейший Патриарх Адриан вел борьбу с немецкими новшествами: брадобритием, табакокурением и немецкой одеждой. В Патриаршем послании всему русскому народу говорится о пагубности брадобрития в деле духовного спасения. Таким образом, в его трудах возрождалось наследие святителя Макария Московского († 1563; пам. 30 декабря) и идеи Стоглавого Собора 1551 года.
Секуляризационные усилия государя усиливали апокалиптические настроения в народе. В 1699 году среди народа распространял «прелестные» письма некий Г. Талицкий, заявляя, что Петр является антихристом, а Москва — Вавилоном, что нужно отступить от царя, который мучит людей, не платить податей, избрать себе другого царя и т. д.
Случайно, будучи в Москве на Казанском подворье, с ним познакомился Тамбовский епископ Игнатий. В этом и заключалась вся его вина, вскоре он уехал в Тамбовскую епархию, не оказав никакой поддержки Г. Талицкому. Но государственная власть стала требовать от Патриарха, чтобы епископ Игнатий был лишен архиерейского сана и допрошен с применением пытки.
Было очевидно, насколько расходятся между собою во взглядах на существенные потребности русского общества Патриарх и Царь. Один с упованием взирал на Восток, другой — на Запад. Первый провозглашает преимущественное значение в земной жизни Церкви и веры, а второй — государства и земной культуры. Но внешне в их отношениях первоначально продолжала сохраняться видимость добрых отношений. Однако немецкая слобода, а также пребывание в западных странах повернули царя лицом к западу, чтобы пробиться к Балтийскому морю и насадить на Руси новые веяния.
По смерти своей матери-царицы в 1694 году Петр начал активно проводить в жизнь свои планы, обнаруживая свои симпатии и антипатии более решительно и смело. Вскоре честь Патриарха еще более была поругана, когда царь Петр учредил «всеплутейший, сумасброднейший и всепьянейший собор князя Иоаникиты, патриарха Презбургскаго, Яузского и всего Кукуя». Это была явная пародия на Святейшего Патриарха и православные обряды.
Еще до поездки за границу Петр I разрешил продажу табака. При Патриархе Иоакиме это было запрещено под угрозой «гражданских казней», теперь же становилось под защиту самого царя, поскольку обещало казне большие выгоды, а Церкви и простому народу большой соблазн.
Окончание следует
Библиография здесь
Изображения из архива православного музея и с лицензией ССО