Сайт работает в режиме только на чтение.

Верхотурские воеводы. Хрущов (Хрущев) Федор Григорьевич

Автор @nikalaich

Предыдущая глава


Хрущовы — русские дворяне, родоначальник которых — Иван Иванович Хрущов — выехал из Польши в Россию в 1493 году и принял православие. Великий князь Иван Васильевич пожаловал его волостями в Туле и Веркуше и оставил его на службе при себе в Москве; дети же Ивана Ивановича, получив поместья, служили сперва по городу Туле, а позднее и в других городах.

Герб рода Хрущевых
Хрущов Федор Большой Григорьевич — стольник, воевода. В 1668 году отправлен воеводой в Мангазею, где пробыл всего четыре месяца, после чего был перемещен в Верхотурье. Там он находился до 1676 года с перерывами в несколько месяцев, когда временно воеводствовал в Тобольске (с ноября 1672 по март 1673 года). В Верхотурье при нем подьячий с приписью Богдан Софонов, а с 1673 года — Савва Тютчев.

Как и большинство верхотурских воевод, Хрущов большое внимание уделял сбору ясака. Москва опасалась, что при интенсивном развитии торговли между русскими и коренным населением, часть пушнины перестанет поступать в ясак. В царском наказе воеводе предписывалось «смотреть и беречь накрепко», чтобы до сдачи ясака «вогуличи б к торговым и ко всяким людем на дорогу никакой мягкой рухляди не выносили и не продавали».

Ясачное население подлежало наказанию за нарушение сроков торговли. В 1675 году пристав Митка Голышев принес в верхотурскую приказную избу соболя с «пупком», которого отобрал у вогулов Русинки и Немчинки Терешкиных. Голышев обвинил вогулов в том, что они «того соболя, не платя ясаку, продают». Воевода Федор Григорьевич Хрущов велел допросить ясачных людей, почему они, нарушая закон, продавали соболя. Русинка с Немчинкой на допросе сказали, что «пришли де они на Верхотурье для промыслу, хлеба купить, и того де они соболя не продавали, а закладывали в хлебе».

Воевода рассудил соболя забрать в государеву казну «за Немчинка Терешкина в ясак», да обоих Терешкиных в наказание «бить батаги».

Сбор ясака (из экспозиции Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника)
Иногда сами ясачные люди становились осведомителями, подавая воеводам изветы на своих же соплеменников по поводу проданных на сторону шкурок. В 1670 году ясачный вогул Сосьвинской волости Енсачко Кумычев подал извет в приказную избу о том, что Четых Нерчиков добыл в лесу лисицу чернобурую «ценою в рубля в четыре... и принес на Катайскую заставу на караул» для продажи, где у него эту лисицу углядел гулящий человек Сидорко Филипов.

Четыка сразу забрали, и во время допроса он сказал, что действительно добыл лисицу, только не чернобурую, как говорилось в извете, а всего лишь «красну белодышчату, а иные лисицы никакой не добывывал». Далее Четык рассказал, как понес он эту лисицу на Катайский острог с тем, чтобы «продать на хлеб для скудости», и как ему не повезло. На карауле верхотурский стрелец Василий Прянишников взял у него лису «силно», дав за нее всего лишь 4 пуда ячменя. Четык стал просить стрельца вернуть лису обратно, однако Василий «лисицы ему не отдал и ценою изобидел и угрожал всячески». Василий Прянишников также был допрошен, и хоть говорил, что взял шкурку в заклад, лиса у него была изъята и возвращена вогулу Четыку.

Сбор ясака
Аналогичный извет подал в 1673 году ясачный вогул Якимко на вогула Ивашку Гашкова. В данном случае слух о будто бы добытой Гашковым чернобурой лисе, а потом то ли проданной, то ли заложенной, исходил от верхотурского стрельца Романа Трифонова. Что дало разбирательство стольника и воеводы Федора Григорьевича Хрущова по этому делу, к сожалению, неизвестно, поскольку конец документа не сохранился.

В Верхотурском уезде ко второй половине XVII века насчитывалось 12 ясачных волостей: Первая Подгородная на реке Ляля, Вторая Подгородная, Косьвинская волость, Сосьвинская волость, Лозьвинская волость, Туринская волость на реках Салде, Туре и Тагиле, Мултайская волость с юртами на реках Невье и Айбаре, Верхтуринская волость, Аятская волость, две Вверх Чусовой волости (терсяцкая и вогульская), Волость Вверх Уфы, населенная уфимскими татарами.

Во главе волостей были поставлены сотники из «лучших людей». Сотники получили копии грамот «для спору» с воеводами и «всякими чинов русскими людьми». Они могли обратиться непосредственно к государю в поисках защиты от притеснений местной администрации.

Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiисторияchaos-legionвгиамзверхотурье
206
142.230 GOLOS
1
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
206
1

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые