Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Верхотурские воеводы. Хрущов (Хрущев) Федор Григорьевич. Часть 2

Автор @nikalaich

Предыдущая глава


Должность сотника передавалась по наследству. Так, в 1669 году Лозьвинские ясачные вогулы остались без сотника, и тогда сын умершего сотни ка Ивашко Миткин предъявил права на вакантное место.

В челобитной царю Алексею Михайловичу он сообщал: «...Был отец мой Митка и дед Алой в той Лозьвинской волости у лозвинских ясачных вогулич в сотниках, и в прошлых, государь, годех тот отец мой умре, а в его место в сотники в той Лозьвинской волости нихто не верстан». Далее Миткин просил: «...Пожалуйте, велите мне, сироте своему, быть в той Лозьвинской волости вместо отца моего Митки в сотниках».

Челобитные на имя царя писали ясачные вогулы и по другим поводам. Так, новокрещенный вогул Михаил Афанасьев весной 1673 года ока зался в Верхотурской тюрьме, откуда 9 декабря подал челобитную на имя государя. В челобитной Михаил сообщал: «...Сежу я, сирота ваш, в тюрме многое время и, седячи в тюрме, голодною смертью помираю и в конец...погибаю».

Из экспозиции ВГИАМЗ
Новокрещен просил государя «пожаловать» его «для своей великой радости» и велеть освободить из тюрьмы. Под великой радостью подразумевалось, вероятно, рождение царевны Натальи Алексеевны, что, безусловно, было достаточным основанием для амнистии. Если православие принимала женщина-аборигенка, то это почти наверняка было связано с предстоящим выходом замуж.

В Сибири преобладало мужское население, и русские крестьяне, отчаявшись обзавестись семьей, вынуждены были обратиться с челобитной к царю «приискать для них гулящих женочек, на ком жениться» (гулящими в XVII веке называли тех, кто не отбывал повинностей с земли, а вовсе не женщин легкого поведения).

Намаявшись с нескончаемой избной работой, крестьяне поднимали вопрос о своих семейных бедах не единожды. При таком катастрофическом положении дел крещение аборигенок приобретало особую окраску. Существовал специальный указ «сыскивать полоняников татар, и остяков, и вогулич», и если среди них оказывались «жонки и девки крещены», то их следовало «выдавать замуж за служилых людей, и за стрельцов, и за казаков, которые похотят жениться».

Что касается нерусских жителей Верхотурского края, то и у них были проблемы подобного рода. Размер калыма, который родители назначали за невесту, бывал порой столь велик, что жених был обречен выплачивать его в течение нескольких лет, работая на будущего тестя. Поистине блестящий выход нашел черемисин (мариец) Микишка Акелев, оказавшийся в подобном положении.

Проработав два условленных года у вогула Казачки Бердикова, он не смог выкупить его племянницу Конайку. Тогда Акелев подговорил Конайку бежать. Первое, что сделали беглецы, — явились в приказную избу вместе с дядей Акелева, новокрещеном, и объявили о том, что они хотят креститься, «крещеную веру принять». Таким образом они отделались от преследований и претензий родственников невесты. Микишку Акелева отправили на Верхотурье в Никольский мужской монастырь, а Конайку — в Покровский женский к игуменье Марфе, где они должны были находиться в течение шести недель до крещения.

Вероятно, с той же целью — выйти замуж — в 1670 году была крещена и вогулка Анница. Событию, как и в предыдущем случае, предшествовала челобитная о крещении. К ней было приложено свидетельство все той же игуменьи Покровского женского монастыря Марфы о том, что «под началом де у нее была иноземка вагулка Анница шесть недель».

Любопытно то, что вместо игуменьи Марфы, хотя и по ее веленью, к той «скаске» руку приложил верхотурский стрелец Кулаков Григорий. Не исключено, что именно он был инициатором скорейшего крещения Анницы и претендовал на руку и сердце девушки.

Сибирская пушнина составляла одну из важнейших статей экспорта Русского государства. Приходилось бороться с незаконным вывозом «мягкой рухляди» из Сибири.
Иногда верхотурским таможенникам удавалось осуществить конфискацию крупных партий контрабандных мехов, чаще всего при возвращении воевод, отслуживших свой срок.

Бывало и так, что даже разрешенная пушнина изымалась на таможне. Так, в январе 1675 года верхотурскому воеводе выслана грамота из Москвы о покупке в казну черных и голубых песцов: «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, в Сибирь, на Верхотурье, стольнику нашему и воеводе Федору Григорьевичу Хрущову да подьячему Саве Тютчеву. Указали мы Великий государь: которые сибирских городов служилые и всяких чинов и торговые Русские люди и иноземцы поедут из Сибири, мимо Верхотурье, к Руси, а с собою повезут голубые и черные песцы, и те песцы у них имать в нашу Государеву казну, а деньги за них тем людем платить из нашия Государевы казны, по настоящей цене, безволокитно».

Важной задачей воеводы всегда была забота о расселении пашенных крестьян и строительстве новых слобод. В конце 1669 года будущий идеолог старообрядчества Яков Лепехин добивается у воеводы Хрущова разрешения основать на реке Пышме на красном Яру оброчную слободу.

В январе 1670 года Лепехин приступает к ее строительству, «прибрав» на свои средства 4 беломестных наказов и 11 семей крестьян, а в июне того же года подает челобитную с просьбой за свою службу быть у слободских казаков Верхотурского уезда атаманом в «выбывалом» окладе Андрея Липина, занимавшего эту должность прежде, но убитого еще в 1633 году «воровскими татарами».

В первый раз Лепехин пытался стать атаманом в конце 1669 года. Но безрезультатно. И вот теперь его просьба была удовлетворена. В течение последующих лет крестьянский «садчик» и атаман верхотурских беломестных казаков Яков Борисов сын Лепехин отстраивает слободу и острог при ней. Обострились отношения Лепехина с пышминскими и камышлосвскими слободчиками и крестьянами.

Разбор этого дела был поручен шурину Якова, верхотурскому сыну боярскому Михаилу Большому Тыркову. И хотя в процессе расследования выяснилось, что Лепехин строит слободу не на том месте, где ему было указано, переманивает «сильно» новоприбранных крестьян из других слобод и самовольно захватывает земли, все кончилось для красноярского слободчика благополучно — воевода Хрущов вынес решение в его пользу.

Судебная компетенция низшей приказной администрации в уездах — приказчиков, крестьянских слободчиков — в кратком виде определялась наказными памятями, выдававшимися из воеводских изб.

Наказ 1670 года верхотурского воеводы Ф. Г. Хрущова крестьянскому ясатчику Я. Борисову, который взялся «строить новую слободу», разрешал ему осуществлять суд по гражданским искам на сумму не более 5 рублей — «а которые люди объявятца в отраве, или кого в судных делах учинитца спор, и ему... тех судных дел вершить не мочно, и те... дела и пенных людей присылать на Верхотуpьe».

Более широкой компетенцией обладали приказчики из детей боярских, назначаемые в уже существующие слободы.В этом же году Ф. Г. Хрущов выдал наказную память А. Лабутину, отправленному в Чусовскую слободу. Ему предоставлялось право судить беломестных казаков и крестьян по их челобитным в исках до 50 рублей, исключая серьезные уголовные преступления — «разбойные, убойственные и татины дела».

Судебная власть приказчика не распространялась на ясачное население. Указывался обычный размер пошлин с судных дел: «с рубля по гривне, а пересуду и правого десятка по 7 алтын и 2 деньги». С кабальных дел взималась пошлина в 15 копеек. Все пошлины должны были записываться в особые книги, которые раз в год приказчик вместе с деньгами отсылал в воеводскую избу.

В обязанности приказчика входил и полицейский надзор за жизнью крестьян. В качестве мер наказания приказчики имели право применять штрафы, телесное наказание и заключение в тюрьму (стоит заметить, что присутственное место, где приказчик отправлял свои административные функции, называ лось судной избой; ее делопроизводством ведал обычно один дьячок).

Воеводы старались контролировать судебную деятельность приказчиков. Тот же Ф. Г. Хрущов внес «гуманную» коррективу в тюремное содержание ирбитских крестьян, которых, как ему стало известно, местный приказной Ф. Каменский держал «за их вины» в колодах. Хрущев указал заменить колоды на «ножные железа», последние же изготовить на деньги, собранные с самих крестьян. Обстановка в уезде накалялось с каждым годом.

С весны 1670 года на европейской территории России начался главный этап крестьянской войны под руководством Степана Разина. В 1671 году отмечены выступления крестьян Кунгурского и Верхотурского уездов. Волнения в ряде слобод Верхотурского уезда происходили и в 1673 году.

Еще сохранялась опасность в связи с башкирскими восстаниями 1662–1668 годов, а также угрозой прихода татарского царевича Кучума и калмыцких тайшей Мамая, Ладара, Бабая и Чигала... На территории Верхотурского уезда были введены войска — солдатский полк Дмитрия Полуектова и рейтары полуполковника Василия Баклана.

В 1669 году количество детей боярских в Верхотурье увеличилось в 7 раз, стрельцов — удвоилось. Правда, в 1670 году их количество не - сколько уменьшилось. По переписи М. Бибикова и Е. Михайлова, в Верхотурье насчитывалось 250 дворов. Их владельцами были: служилые люди «по отечеству» (всего 36): воеводы — 2, подьячие — 19, дети боярские и таможенные головы — 15; служилые люди «по прибору» (всего 126): стрельцы и стрелецкие дети — 74, прочие служилые люди и казенные ремесленники — 13, ямские охотники — 39; посадские люди (всего 56): торговые — 38, бобыли — 1, вдовы — 15, захребетники и под - соседники — 1, нищие — 1; церковные (всего 14): в церквях — 14; пашенные крестьяне (всего 18): во дворах — 18 .

В 1669–1670 годах «легально» проехало «мимо Верхотурья из русских городов... поголовно всех з женами и з детьми м с маленькими робяты 1533 человека, а на Тюмень... 518 человек».

Крестьяне из Европейской России в голодный год целыми семьями уходили в Сибирь. А те, кто не смог или не пожелал уехать, приняли участия в событиях крестьянской войны 1670–1671 годов. Восстание С. Т. Разина не распространилось на Урал, однако и здесь имели место отклики на него. На строительстве дощаников в Невьянской слободе плотники подняли «бунт», угрожая убить приказчика.

В июне 1671 года братья Николаевского монастыря обвинили группу тагильских крестьян в «наглом озорничестве» и захвате монастырских земель. В 1672 году разыскивали для отправки в Верхотурье бежавшего из приказа Казанского дворца колодника, площадного подьячего из города Сарска В. Шубникова, принимавшего участие в восстании С. Разина.

Степан Разин перед казнью. Французская гравюра

Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Торговая платформа Pokupo.ru

1
144.310 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые