Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Верхотурские воеводы. Колтовский (Колтовской) Иван Яковлевич. Часть 3

Автор @nikalaich

Предыдущая глава


Верхотурье продолжало оставаться крупнейшим центром речного судостроения. С середины XVII века казна переходит к подрядному способу: повинность по присылке плотников из Приморских уездов отменяется. Участие воеводской администрации ныне ограничивается только денежными расчетами с подрядчиками и приемкой готовых судов.

Из экспозиции Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Косвенно об уровне экономического благополучия Верхотурья свидетельствует устройство в 1665–1667 годах на колокольне Свято-Троицкого собора часов, купленных в Великом Устюге на собранные с населения деньги. Городу оказалось по средствам содержать специального часовщика, выписанного из Устюга и получавшего в Верхотурье оклад водолива.

Царь Алексей Михайлович был большим любителем соколиной охоты и даже написал по этому поводу особое руководство — «Книгу глаголемую Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути». При нем в Семеновской и Коломенской сокольнях держали около трех тысяч охотничьих птиц. Обученные соколы и кречеты посылались в подарок правителям Турции, Персии, Крыма и даже Англии.

В 1668 году воевода Колтовский разрешил бывшему подьячему Якову Лепехину «ловить на великих государей кречатов в Пышминской слободе и на Ирбите». В том же году беломестный пышминский казак Тимофей Фокин повез в Москву первую пойманную птицу. Через год сам Яков Лепехин со своими «помытчиками» доставил в столицу новых кречетов и ястребов, «и от царя за это была грамота, чтоб и впредь кречатов ловить». «Вышеназванных соколов, — отмечал в своих записках один из иностранцев, проезжавший в 1666 году через Верхотурье в Тобольск, — везут благородным образом, потому что для каждого подаются отдельные сани, на них устанавливается ящик, изнутри и снаружи обитый войлоком или русским сукном; в них-то соколов и перевозят». В дорогу на содержание каждой птицы выдавалось три рубля кормовых денег.


Завет царя Алексея Михайловича охотникам из «Книги, глаголемая Урядник новое уложение и устроение чина сокольничья пути»
В фондах верхотурский приказной избы сохранились челобитные о принятии в православную веру представителей различных народностей, населявших уезд: вогулов, татар, черемис... Часть людей шла на принятие христианства в экстраординарных ситуациях (плен, сидение в тюрьме, предстоящая женитьба), надеясь с помощью крещения решить возникшие проблемы.

Практически во всех случаях присутствовала и материальная заинтересованность. Помимо подарков и жалованья «на крест», предусматривалась выдача соответствующей одежды.

Становясь новокрещенами, остяки и вогулы, как правило, освобождались от уплаты ясака. Многие новокрещены становились государевыми служилыми людьми и получали, как и русские служилые, денежное и хлебное жалованье. Как только появлялись вакансии — «на выбылых стрельцов и казаков место», новокрещены били челом.

В 1665 году верхотурскому воеводе была подана челобитная от Прокопия Буженинова, в которой сообщалось, что один из подчиненных ему беломестных казаков из Арамашевской слободы «Трошко Пахалуев заскорбел и занемог великою скорбею и великих государей никакие службы служить и караулов караулить не может... а в его Трошково место в беломестные казаки бил челом... новокрещен Стенка Павлов». Просьба новокрещена была удовлетворена, он был записан в беломестные казаки на место Пахалуева. При верстании в службу делались поручные записи, за новокрещена несли ответственность поручители.

С 1654 по 1667 годы Россия вела длительную войну с Польшей. Многочисленные «вязни» (военнопленные) прибывали в Верхотурье. В январе 1659 года был «прислан с Москвы в Тоболеск борисовской шляхтич Степан Станкеев, а с ним 2 человека челядников ево; и по государеве грамоте послан он, Степан, с челядники на Верхотурье». Ему был положен довольно высокий по тем временам «корм» — 4 алтына в день, что составляло более 43 рублей в год, в то время как на службу Станкеев определен не был. Это, по всей видимости, вызывало зависть и недовольство со стороны верхотурских служилых людей.

Не был в восторге от непрошенных нахлебников и воевода Колтовский, который попытался подвести Станкеева и его «челядников» под царский указ, предписывавший обратить в православие и поверстать в службу сосланных в Сибирь польских и литовских людей. Однако Станкеев от перекрещивания и от службы отказался, ссылаясь на то, что он православный, а служить не может из-за увечья — «рука правая на бою в двух местах изпробита». Вместе с ним отказался от службы и один из его «челядников».

Тогда Колтовский своею властью приказал урезать жалованье непокорному шляхтичу вдвое — до двух алтын в день, мотивируя это тем, что даже «лутчий оклад» верхотурского сына боярского составляет всего 23 рублей в год, а иные получают по 7 и даже по 6 руб. Однако борьба воеводы «за справедливость» не увенчалась успехом: Станкеев, судя по всему, опротестовал его решение и уже через год получал прежний «корм».

Соколиная охота (реконструкция)
Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Stablecoin MILE

0
151.043 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые