Верхотурские воеводы. Милославский Данила Иванович. Часть 3

Автор @nikalaich

Предыдущая глава


Одновременно со строительством Верхотурья началось земледельческое освоение близлежащей территории. Постепенно крестьянская колонизация продвигалась на юго-восток, при этом осваивались все новые и новые районы. Государство было крайне заинтересовано в создании собственной земледельческой базы за Уральским хребтом. И московские, и местные администраторы искали пути увеличения объемов поставок хлеба в государевы житницы.

Одним из направлений этой деятельности был контроль за разверсткой между крестьянами государевой десятинной пашни, «чтобы государю было прибыльнее». Этим верхотурская администрация занималась и летом 1634 года. Но трудновыполнимой для воеводы Милославского и подьячего Селетцына оказалась другая задача. Еще в 1632/33 году по царскому указу из Верхотурского уезда было отправлено «на житье» в Томск и остроги Томского разряда 80 крестьян с женами, детьми и «всяким пашенным заводом».

Верхотурскому воеводе было предписано заполнить опустевшие дворы и пашни новыми крестьянами из «верхотурских гулящих и прихожих людей». Воевода Милославский отправил в Москву две отписки о том, что не может выполнить царский указ, потому что на Верхотурье нет желающих идти в пашенные крестьяне, а воеводы поморских городов не пропускают своих крестьян в Сибирь.

Русские крестьяне и крестьянки. Гравюра. 17 в.
Трудно сказать, действительно ли были виноваты поморские воеводы или воевода Милославский с подьячим Селетцыным не проявили должного радения о государственных делах, а может просто 1634 год оказался неудачным. Ведь смогли же воевода Федор Бояшев и подьячий Второй Шестаков в 1632/33 году «прибрать» крестьян в новую Ирбитскую слободу.

И год спустя, в июне 1635 года, новый верхотурский воевода Иван Еропкин с тем же подьячим Иваном Селетцыным писали в Москву, что «русских городов Устюжского и Соли Вычеготцкой и Кайгородского и Еренского городка и Вятцких и иных русских городов уездов… многие крестьяне, покиня тяглые свои жеребьи, з женами и з детми приходят в сибирские города». Но тогда, в 1635 году, у верхотурской администрации возникла другая проблема: пришлых людей стали переманивать в свою вотчину старцы Невьянского Богоявленского монастыря, чему пытался воспрепятствовать приказчик Невьянской слободы Семен Поскочин.

Кроме того, в деревнях Тагильской и Невьянской волостей на государевой земле поселились крестьяне, которые не обрабатывали государеву десятину, не платили никаких налогов и называли себя «закладчиками» архиепископа Сибирского и Тобольского Макария. Воевода и подьячий даже просили прислать царский указ о том, как поступать в подобных случаях. Одним из важнейших вопросов того времени было обеспечение безопасности в Верхотурском уезде.

Кадр из фильма "Кочевник". Скриншот видео Александр Воинов канал YouTube
Каждая верхотурская слобода имела оборонительные сооружения. Они были разной степени надежности, часто горели и отстраивались вновь. Как правило, слободские крестьяне имели пашни на некотором расстоянии от слободы и большую часть года жили на займищах и починках около своих пашенных хозяйств. В слободах наступало запустение. Бывало и так, что и пожар некому было потушить, не говоря уже об их защите от неприятеля. Поэтому слободские приказчики требовали от воевод определить в слободы на постоянное местожительство служилых людей.

В свою очередь, воеводы передавали эти требования в Москву и ожидали царских указов. В 1634 году наиболее остро этот вопрос был поставлен приказчиком Невьянской слободы, о чем и сообщалось в одной из сентябрьских отписок воеводы Милославского и подьячего Селетцына.

После длительной переписки между Москвой, Верхотурьем и Тобольском был прислан царский указ о наборе 20 служилых людей из гулящих и пришлых людей непосредственно на месте, в Невьянской слободе. В начале 1630-х годов в Зауралье было крайне неспокойно. Нападению со стороны потомков сибирского хана Кучума, действовавших в союзе с калмыцкими тайшами, подверглись Тюменский и Тарский уезды. Власти опасались, что из повиновения могут выйти и верхотурские вогулы.

4 августа 1634 года Милославский и Селетцын доложили в приказ Казанского дворца о том, как были выполнены царский указ и распоряжение тобольских воевод о проведении розыска «про воровской изменной вагульской завод» Кулбайка и Игнашки Енгитовых среди верхотурских вогулов, живших в Аятской, Невьянской и Мулгайской волостях Верхотурского уезда.

Стрельцы. Реконструкция ( справа - директор Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Н.Н. Новиченков)

Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiисторияchaos-legionвгиамзверхотурье
937
523.012 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
937
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые