Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Троицкий собор. Часть 5

Автор @hranitelmuzeya

Предыдущая часть


Новая церковь простояла недолго. 19 апреля 1674 г. в праздник Воскресения во время заутренней начался пожар в одном из крестьянских дворов около острога со стороны Покровских ворот. Огонь перекинулся на острог и башни.

Тушение пожара. Миниатюра из Лицевого летописного свода


В том пожаре сгорела вся центральная часть города, включая воеводский, подьяческий, гостиный и кружечный дворы, таможню и приказную избу. Как отмечено в челобитной торговых людей 1674 г., написанной после тех трагических событий, также погибли в огне «соборная церковь пресвятые и Живоначалные Троицы, новая и старая соборная церковь, и две приходские церкви». Фраза «новая и старая соборная церковь» вызывает неоднозначные толкования.

Поскольку в Верхотурье на тот момент существовала только одна соборная церковь — это Троицкая, то эту фразу можно рассматривать либо как уточняющую к упоминанию «соборная церковь пресвятые и Живоначалные Троиц», либо как вставку, ошибочно сделанную переписчиком. Если допустить, что это уточнение, то следует обратить внимание на то, что во фразе «новая и старая соборная церковь» слово «церковь» употребляется в единственном числе, т. е. получается, что соборная церковь одновременно была и «новой», и «старой».

В сметном списке доходов и расходов верхотурской казны 182 (1673/74) г. в записи о тратах на внутреннее убранство Троицкой церкви есть такое выражение: «новой прежней Соборной церкви». На наш взгляд, в челобитной торговых людей слово «старая» используется как синоним слова «прежняя».

После пожара уже к началу 1675 г. соборная церковь была построена за счет верхотурской казны. Об этом свидетельствует переписка верхотурских властей с Сибирским приказом начала 1675 г. В Верхотурье был прислан царский указ от 28 января 1675 г. о выдаче из верхотурских доходов денег на жалованье красноярским служилым людям, но в городской казне на эти расходы денег не оказалось. Они были потрачены на восстановление города после пожара. Очевидно, это было сделано без санкции из Сибирского приказа.

Печать Сибирского приказа


В ответ на указ от 28 января 1675 г. верхотурский воевода Ф. Хрущов Большой с подьячим С. Тютчевым сообщали, что поскольку раньше по царским указам и грамотам «строена на Верхотурье в городе старая соборная церковь и приказная изба и гостиный и кружечный дворы из государевой казны из верхотурских доходов», то, не дожидаясь нового царского указа, они «на прежних местах соборную церковь и приказную избу и таможню и гостиный и кружечный дворы построили из твоей (т.е. государевой - прим авт.) казны. Для того, что в городе твоего государева богомолья соборной церкви и приходских церквей нет, а приказную избу построили, что твоих Великого государя дел делать негде».

Также они писали, что необходимо было срочно восстановить и таможню, и лавки на гостином дворе, потому что торговые люди приедут торговать, увидят, что лавок нет, и поедут дальше в Сибирь, а на Верхотуре не будет пополнения казны. Далее в тексте воеводской грамоты шла подробная выписка о казенных расходах на строительство.

Среди документов Верхотурской приказной избы, датированных июлем 1674 – апрелем 1676 г., сохранилась челобитная верхотурского ямского охотника, церковного плотника Ивана Собкова, который производил в новой соборной церкви отделочные работы. По его мнению, он сделал больше, чем было зафиксировано в порядной записи, и просил заплатить за переработку, но подрядчики в ответ предоставили роспись его недоделок.

Этот документ важен тем, что в нем приведено полное наименование новой соборной церкви — «Троицы и пресвятой Богородицы Казанские, верховных апостол Петра и Павла». Таким образом, по сравнению с 1624 г. у соборной церкви появились новые посвящения престолов придельных храмов.

Возможно, выбор посвящения одного из придельных храмов во имя иконы Богородицы Казанской связан с тем, что в 1661 г. в Тобольске произошло чудесное видение церковному дьячку Иоаникию. Сибирский архиепископ Симеон приложил немало усилий, чтобы придать этому факту особую значимость.

image.png
Казанская икона Пресвятой Божией Матери


Продолжение следует

Библиография здесь

Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

1
304.842 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые