Троицкий собор. Часть 6

Автор @hranitelmuzeya

Предыдущая часть


Вскоре было написано Сказание об этом событии и положено начало празднованию в честь местной иконы — копии чудотворного образа Богородицы Казанской. Очевидно, это события актуализировали популярность чудотворной иконы Богородицы Казанской и повлияли на выбор храмоименования придельной церкви верхотурского Троицкого собора.

Не исключено, что выбор посвящения второго придела во имя апостолов Петра и Павла был связан с рождением царевича Петра в 1672 г., ведь Троицким собор был главным «государевым богомольем» в Верхотурье. О дальнейшей судьбе Троицкого собора повествует грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 25 февраля 1685 г., адресованная верхотурскому воеводе Г. Нарышкину.


Но этот документ вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Он появился в ответ на челобитную протопопа Феодосия Константинова, названного в документе «Верхотурским соборным Троицким протопопом». Он писал, что «во 183 (1674/75) году, волею Божиею, город Верхотурье и наше Великих Государей богомолье церковь Живоначальные Троицы со всякою церковною утварью, сгорела без остатку», но из предыдущих документов известно, что большой пожар произошел 19 января 182 (1674) г., т. е. получается, что в челобитной идет речь еще об одном пожаре, который мог произойти (если доверять дате в челобитной) между 29 января и 1 сентября 1675 г., который уничтожил только что построенную Троицкую церковь с двумя приделами.

По сообщению протопопа Феодосия, «во 183 году построена на Верхотурье, вместо той церкви (т. е. Троицкой — И.М.) церковь же Рождества Христова, неболшая». Учитывая, что верхотурская казна была существенно опустошена в связи с восстановлением города после пожара 1674 г., то становится понятным, почему ограничились возведением Рождественской церкви.

Очевидно, это была временная мера, и в перспективе планировалось восстановить Троицкую церковь. О том, что это была временная мера, можно судить и по косвенным данным. В полном составе сохранялся церковный штат Троицкого собора, включая протопопа. Тот же протопоп Феодосий Константинов, будучи священником Тобольской Воскресенской 78 церкви, 29 июня 1683 г. был рукоположен в протопопы Верхотурской Троицкой церкви и сменил на этом посту Ивана Михайлова.

"Рождение Петра Великого", Чориков Б. А., XIX век


Священнослужители и причт продолжали получать денежную и хлебную ругу из государевой казны. Даже оклад попа Клементия Парфенова, еще в 1651/52 г. переведенного в Верхотурскую Воскресенскую церковь, и еще в 1678/79 г. числился за Троицкой церковью как «выбылой». Скорее всего, троицкое духовенство продолжало выполнять свои повседневные обязанности в Рождественской церкви. Возможно, предполагалось, что она со временем станет придельным храмом нового Троицкого собора.

Любопытен выбор ее храмоименования. Если вспомнить дозорную книгу 1624 г., то у Троицкой церкви тогда уже был придел с таким посвящением. К 1685 г. Рождественская церковь «обветшала и пообвалилась» и стала не пригодна для богослужения, поэтому протопоп Феодосий просил разрешения построить новую соборную Троицкую церковь на казенные средства из верхотурских доходов.

5 апреля 1685 г. по указу царей Иоанна и Петра за приписью дьяка Тимофея Протопопова было предписано построить соборную церковь во имя Троицы «деревянную ж, по прежнему» на казенные средства. Лес для строительства собора должны были заготовить крестьяне Аятской слободы.

24 июня 1692 г. сильный пожар вновь уничтожил весь город, в том числе и соборную церковь. Более 2-х лет понадобилось на восстановление Верхотурья и его соборной церкви. В конце 1694 г. митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий посетил Верхотурье. 27 декабря он освятил весь «град Верхотурье», восстановленный после пожара, и «новосозданную» соборную церковь во имя Пресвятыя Троицы. Увиденный сибирским владыкой собор был «предивным зданием, аще и деревянным, но верх он церковный трекровно посторен».

Преосвященный Игнатий ничего не упомянул о придельных храмах, очевидно, потому что их не было. В начале XVIII в. по указу Петра I в Верхотурье началось строительство каменного кремля, тогда же было принято решение и о строительстве каменного Троицкого собора.


Окончание следует

Библиография здесь

Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiисторияchaos-legionвгиамзверхотурье
490
424.140 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
490
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые