Троицкий собор. Заключительная часть
Автор @hranitelmuzeya
Как уже отмечалось выше, на протяжении всей своей истории Троицкому собору отводилась особая роль в жизни города. Именно здесь отмечались все важные события в жизни Российского государства — служились молебны в дни ангелов членов царской семьи, их бракосочетаний и рождения детей.
Так, 14 января 1625 г. верхотурские воеводы получили благословенную грамоту от архиепископа Киприана и копию патриаршей грамоты в связи с бракосочетанием царя Михаила Федоровича и Марии Владимировны Долгорукой 19 сентября 1624 г. Сибирский владыка писал воеводам: «И как к вам наша грамота придет на Верхотурье и вы б велели в соборную церковь всяких чинов людем собратца и велели перед народом в соборной церкви список с государевы грамоты прочести всем людям вслух, а прочитав грамоты список, велели б есте игумену и священником по всем храмом молебны пети и звоны, и Бога молити» за царя и царицу, а также Богородицу — о даровании им наследников.
По царскому указу ежегодно из верхотурских доходов троицкие священники получали деньги на молебны в честь празднования «ангелов» (именин) членов царской семьи. Так, на «ангелы» царя, царицы и царевичей давали по 25 коп. и 10 коп. за приход в день именин попа в съезжую избу со святой водой, на «ангелы» царевен — по 20 коп. и 5 коп. за приход со святой водой.
Сохранилась челобитная протопопа Иван Михайлова 1675 г., в которой он просил выдать «молебные деньги», неполученные на 182 (1673/74) г. Троицкому духовенству не выдали средства «на 5 ангелов по 11 ал 4 ден (35 коп.) и того 1 руб. 25 ал. (1 руб. 75 коп.), на ангелы царевен на 10 ангелов и на св. воды 2 руб. 16 ал 4 ден. (2 руб. 50 коп.)». Также троицкому духовенству давались деньги на храмовые праздники. Например, в 1636 г. соборный поп Ияков получил на соборные молебны в честь праздников Феодора Стратилата и Троицы по 10 коп.Из верхотурской казны оплачивались покупка воска и изготовление свечей для Троицкой церкви.
Так, в начале 1650-х гг. эту работу выполнял стрелец Якимка Кондратьев. С 1601 г. священнослужителям была назначена государева руга деньгами, хлебом и солью54. Первоначально штат Троицкой церкви состоял из попа и дьячка. Согласно писцовым книгам 1621 и 1624 г., в ней уже служили два попа, дьякон, пономарь (дьячок), позже появился трапезник.
В 1652 г. в Верхотурском Троицком соборе была учреждена должность протопопа. По распоряжению сибирского архиепископа Симеона первым протопопом в Верхотурье стал священник Тобольской Троицкой церкви Иосиф Прокопьев. Ему был установлен оклад — 12 руб., 15 четей ржи, 15 четей овса, 7 пудов соли55. В начале XVII в. руга священника составляла 6 руб. 7 четь ржи, круп, четь толокна56. Согласно писцовой книге 1621 г., помимо государевой руги у троицких попов, дьякона и дьячка были покосы на реке Туре «на государеве Болшом лугу» на 245 копен.
Очевидно, Троицкой церкви принадлежали и небольшие пахотные угодья. В писцовой книге 1624 г. отмечена деревня попа Степана Максимова сына Сосны на реке Туре, при которой были 21 четь распаханной земли и покос на 150 копен. Очевидно, с учреждением Сибирской и Тобольской епархии ружные оклады духовенства и церковного причта были унифицированы по всей Сибири.
Согласно приходо-расходным книгам верхотурской казны, у Троицких священников и причетников они составляли: поп — 8 руб., 8 четей ржи, 4 чети овса, 2 пуда соли, дьякон — 7 руб., 7 четей ржи, 4 чети овса, 2 пуда соли, дьячек и пономарь — 3 руб., 4 четей ржи, 2 чети овса, 1,25 пуда соли, трапезник — 2 чети ржи, 2 чети овса. Просфоры готовила одна просфирница для Троицкой церкви, Николаевского и Покровского монастырей и получала за это ругу 2 руб. и по чети с осминой ржи и овса.
История Верхотурского Троицкого собора схожа с историями других городских соборных церквей урало-сибирского региона этого времени. По царским указам после очередных пожаров они вновь возрождались на казенные средства и на протяжении всей своей истории находились под своеобразным патронажем царского дома.
Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО