Верхотурские воеводы. Толстой Михаил Андреевич

Автор @nikalaich

Предыдущая глава

В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи, начатом в 1797 году» о роде Толстых сообщается, что «в 1353 году выехал в Чернигов из Германии муж честнаго рода Идрис, а по крещении названный Леонтием, с двумя сыновьями Константином и Федором, и с ними дружины и людей их, три тысячи мужей. Великий Князь помянутаго Идриса пожаловал многою милостию и вотчинами. Константин Леонтьевич имел внука Андрея Харитоновича, которого Великий Князь Василий Васильевич по приезде в Москву прозвал Толстым; у него был правнук Василий Юрьевич Дурной, от коего пошли Дурновы. Потомки Андрея Харитоновича, Толстые служили Российскому Престолу стольниками, воеводами, окольничими и в иных знатных чинах, и жалованы были от Государей поместьями и другими почестьми и знаками Монарших милостей».

Герб Толстых
В марте 1682 года стольник Толстой Михаил Андреевич прибыл на воеводство. При нем дьяк Осип Палицын, которого сменил позже Петр Бурцев. Из Москвы приходили страшные вести: в мае 1682 года восстали стрельцы.

Немалую роль в этом сыграл Петр Андреевич Толстой, призывавший стрельцов идти в Кремль спасать царевича Ивана, которого якобы хотят убить Нарышкины. А в 1683 году город Верхотурье принимал ссыльных «за смутные и иные непристойные московского смутного времени за похвальные слова», то есть участников стрелецкого бунта 15 мая 1682 года.

Верхотурская таможня переживала не лучшие времена, что добавляло забот воеводе. Хищнический промысел пушного зверя, интенсивно ведшийся с начала XVII века, привел к истреблению соболя, который долгое время составлял основную статью сибирской торговли.

Сбор ясака. Фрагмент экспозиции. Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Чтобы не сокращать поступления ясака, собираемого с коренного населения, с 1683–1684 годов русским купцам окончательно «заповедали» «покупать и вывозить к Русе соболей…». Способ стабилизации казенных доходов искали в увеличении налогов: в 1682 году в Верхотурье амбарную пошлину стали брать не с количества занятых амбаров, а с числа людей, складывающих в них свои товары.

Параллельно шел рост неденежных повинностей посадского населения. Нестабильная обстановка в стране вынуждала крестьян бежать в поисках лучшей доли. Еще в конце марта 1683 года верхотурский воевода сообщал в столицу о большом потоке крестьян, бегущих в Сибирь.

5 июня 1683 года из Москвы на Верхотурье направлена царская грамота о запрещении пропускать беглых черносошных крестьян в Сибирь и возврате их «в те места, кто откуда бежал»: «От Царей и Великих Княаей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Pocии Самодержцев, в Сибирь, на Верхотурье, столнику нашему и воеводе Михаилу Андреевичу Толстово да дьяку нашему Осипу Палицыну. В нынешнем во 191 году Марта в 29 день писали к нам Великим Государем, с Верхотурья, ты Михайло да подьячей Афонасей Парфенов: в прошлых де во 188 и во 189 и 190 годех, мимо Верхотурье и Верхотурского и Тоболского уездов, через слободы, из Руских Поморских городов, беглых крестьян с женами и с детми шло многое число, и в нынешнем де во 191 году, из Поморских городов, мимо Верхотурье и Верхотурского уезду через слободы, идут крестьян многое ж число, а в нашу Великих Государей казну, с тех крестьян, оброков и никаких денежных и хлебных доходов не идет; и впред Поморских городов беглых крестьян, мимо Верхотурье и Верхотурского уезду слободы, пропускать ли, или по прежнему их в Pycкиe городы отсылать, и о том бы наш Великих Государей указ учинить. И мы Великие Государи указали: послать с Верхотурья кого пригоже, и поставить заставы, где пристойно, чтоб отнюдь беглых крестьян, против прежнего нашего Великих Государей указу, в Сибирь не пропускать; а которые беглые крестьяне, из Руских и из Поморских городов, в Сибирь, ныне, в Тоболской и в Верхотурской и в Тюменской и Туринской уезды, пришли после писма Лва Поскочина, и тех выслать в те места, кто откуда бежал; и на Верхотурье и в слободах приказным и всяких чинов людем учинить заказ, с великим подкрепленьем под смертною казнью, чтоб отнюдь в городех и в наших Государевых и в митропольих слободах прикащики, и в монастырских деревнях, и всяких чинов люди, во крестьяне и в работники к себe во дворы беглых крестьян не принимали и не держали. — И как к вам ся наша Великих Государей грамота придет, и вы б о том учинили по прежнему и по сему нашему Великих Государей указу, не замотчав а сколко беглых крестьян, и которого числа, и кто имяны, с Верхотурья и из Верхотурского уезда высланы будут, и о том к нам Великим Государем писали, а отписку велели подать в Сибирском Приказе, боярину нашему князю Ивану Борисовичу Репнину с товарыщи. Писан на Москве, лета 7191 июня в 5 день».

Верхотурскому таможенному голове также была послана память о сыске беглых. 24 июня царская грамота со ссылкой на верхотурского воеводу направлена в Чердынь воеводе князю Барятинскому: «От Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Pocии Самодержцев, в Пермь Великую, в Чердынь и к Соли Камской, столнику нашему и воеводе князю Федору Юрьевичу Борятинскому. В нашем Великих Государей указе, из Сибирского Приказу, в Новгородской Приказ, писано: Марта в 29 день писали к нам Великим Государем, с Верхотурья, столник наш и воевода Михайло Толстово да подьячей Афонасей Парфенов: в прошлых де во 188 и во 189 и во 190 годех, мимо Верхотурья и Верхотурского и Тоболского уездов через слободы, из Руских и из Поморских городов беглых крестьян, с женами и с детми, прошло многое число…». Чердынскому воеводе поставлена та же задача: не пускать, ловить и возвращать.

Иван и Петр
Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiисторияchaos-legionвгиамзверхотурье
318
363.407 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
318
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые