Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
just-life
6 лет назад

Близкая и далекая Ксения Куприна. История жизни. Часть 3. Возвращение в СССР


Автор @abracadabra, сообщество @just-life, проект @vox-populi.


Часть 3.Возвращение в СССР


Шел 1959 год. Ксения Александровна возвращалась в Россию с легким сердцем и полная самых радужных надежд. Было нелегко покидать Париж, но была продана квартира на Елисейских полях, некоторые драгоценности, вещи, библиотека для того, чтобы иметь хотя бы какие-то средства для начального периода жизни на родине. Оставлен был только архив писателя, который Куприна сохранила, как отцовское наследие.


***

Вернувшись в СССР, Ксения Александровна надеялась на то, что будут переиздаваться книги ее знаменитого отца, она вынашивала мечты о создании музея писателя Куприна, грезила театром, ведь это было делом ее жизни, и она не могла без него.

Но суровая действительность быстро охладила ее пылкий настрой. Россия встретила дочь известного писателя абсолютно равнодушно.

Советское правительство не предоставило квартиру, и Ксении Александровне несколько лет приходилось снимать номер в гостинице «Метрополь». Устроиться в театр она не могла, ей везде отказывали, несмотря на то, что Ксения имела огромный сценический опыт и звездный успех на подмостках одного их ведущих театров Парижа.

Дивиденды от переиздания книг отца, на которые она очень надеялась на первых порах, не выплачивались. И Ксения Александровна, обладая сильным характером, изо всех сил пыталась выправить ситуацию – писала статьи о А.И. Куприне, воспоминания, литературоведческие исследования, пытаясь как-то заработать деньги.


***

И вот, наконец, усилиями и хлопотами Союза писателей, Ксения получает маленькуюквартиру-«однушку» на Фрунзенской набережной и работу в Театре им. Пушкина. На фото дома можно легко увидеть два окна квартиры Ксении Куприной. Если смотреть на подъезд, справа на третьем этаже.

Конечно, это было новой ступенью в ее жизни на родине, и Ксения Александровна вновь обрела надежды и мечты выступать на сцене, она была уверена, что ее ждут интересные роли, успех, хотя бы отдаленно напоминающий французскую феерию.

«Но это же родной русский язык, это же русский театр, это русские зрители!», - мечтала Ксения и не предполагала тогда, что именно этот театр уничтожит ее, как актрису, навсегда.

Театр им. Пушкина в то время не мог считаться театром европейского уровня. На его сцене ставились разного рода «агитки», пьесы в духе соцреализма, атмосферу театра раздирали интриги и противоречия. А трагедия Ксении Александровны заключалась в том, что она была актриса, созданная для классических персонажей и главных ролей.

Первое время она пыталась бороться, сопротивляться, но со временем ей пришлось смириться и со своей маленькой зарплатой, и с унизительным статусом статистки, которой давали роли уровня «кушать подано». Эта ситуация страшно угнетала Ксению, подтачивала ее душевные силы.

Когда, уже не осталось надежды на перемены к лучшему, Куприна, переступив через себя, оказалась в роли просительницы, записавшись на прием к Фурцевой – тогдашнему министру культуры. На Фурцеву оставалась последняя надежда. Ксения хотела по-женски обсудить вопросы своего места в театре, и о театральных реформах, надеялась на понимание. Но министр культуры проигнорировала дочь русского писателя, сначала отослав к своему заместителю, а затем и вовсе отказав в приеме.


***

Ксения не сдавалась. Начались хлопоты, которые ей сулили хотя бы какие-то денежные средства - пенсию за отца. В конце концов, ей было до конца жизни оформлено маленькое 100-рублевое пособие, олицетворявшее собой все заслуги перед Отчизной писателя А.И. Куприна, и это событие больше походило на плевок или пощечину со стороны советского правительства.

Ксения все больше начинала понимать суть происходящего на ее родине (а это уже наступили брежневские застойные времена), размах бюрократии, наплевательское отношение к судьбам простых людей и знаменитых, в том числе.

Друзей в театре она не приобрела, на всю жизнь, оставшись в глазах коллег по цеху, «белой» заграничной вороной. А на самом деле, всегда была одаренным, интеллигентным человеком. Очень любила животных, особенно кошек. Коллеги по театру вспоминали, как она каждый день подкармливала бездомных животных, обитавших во дворе театра.

Были, конечно, и светлые полосы в ее жизни. В 1966 году ее пригласили на телевидение, на съемки фильма об отце и своей судьбе, где впервые были озвучены письма А.И. Куприна к друзьям, родным, известным людям. И тогда же Ксения пишет книгу «Куприн-мой отец», в которой раскрылась еще одна ее грань - талантливого писателя. Книга была издана, получила признание, многообещающие хвалебные отзывы. По случаю издания книги Ксения Александровна устроила теплый прием, на котором собрались зарубежные и советские журналисты, пришли коллеги из театра им. Пушкина. Но шум вокруг этого события скоро улегся, никак не повлияв на дальнейшую судьбу Ксении Александровны.

Занималась Ксения также и переводами. Мало, кто знает, что одна из знаменитейших пьес Жана Сармана «Мамуре», много лет шедшая на подмостках московского Малого театра, где в главной роли долгие годы играла знаменитая актриса Гоголева, была переведена Ксенией Александровной Куприной. Но многочисленные выходы под аплодисменты ликующей от восторга публики, ни разу не повлекли за собой даже мимолетного упоминания сопричастности Ксении Александровны к этой великой литературе.

Забвение – это самое страшное, что тяготило Куприну. А тут подошел не самый лучший возраст. Сил становилось все меньше, одиночество, словно капкан, стискивало, душу и сердце. Ксения пришла к самому тяжкому разочарованию своей жизни – повторной потере Родины, осознавая, что она так и не вписалась в советскую действительность.

Все чаще ее посещали воспоминания о счастливом детстве, о шикарном цветущем саде, любимом детище ее отца, о той безоблачной, счастливой поре, когда она еще ничего не знала о жестокости реальной жизни.


***

Предчувствуя уже приближающийся уход, Ксения Александровна все силы бросила на увековечивание памяти отца. На его родине, в Пензенской области, с ее помощью будет основан музей А.И. Куприна. Туда она и передала ценные семейные реликвии. И в 1981 году по инициативе музейных работников,она снялась в последнем фильме с названием «Ксения Куприна рассказывает…».

Заключение



Последние годы жизни на Фрунзенской набережной, где довелось отчасти пересечься моей судьбе с судьбой Ксении Александровны, она провела в полном одиночестве, не подпуская к себе даже тех людей, которые стали для нее близкими в России. В ее душу могли заглядывать только многочисленные кошки, обитавшие в ее квартире. Тогда между нами, детьми, ходили слухи, что их насчитывалось целых 32 штуки. Но это было явным преувеличением.

Одиночество было обусловлено еще и тем, что несколько лет Ксения Александровна страдала онкологическим заболеванием, но врачи скрывали диагноз, а Куприна категорически отказывалась от помощи, не желая показывать свою беспомощность.

И, когда она уже попала в клинику, и пришла одна из ее близких знакомых, Ксения Александровна обратилась к ней с просьбой: «Здесь меня не хотят одевать. Срочно меня оденьте, как следует, в парадное. За мной пришли родители».

Через несколько часов, 8 декабря 1981 года она умерла. Была похоронена рядом с родителями на Волковском кладбище в некрополе-музее Литераторские мостки в Санкт- Петербурге.

Так закончился трагический путь Кисы, Киссы Куприн, Ксении Александровны Куприной – дочери русского писателя А.И.Куприна…




Удивительная платформа Pokupo.ru и @ivelon приглашают Вас, Создать свой интернет-магазин бесплатно. Это очень просто и не займёт больше 3 минут.
Более того смотри как подключить систему приема платежей Golos не спеша за 8 минут. Покупай и продавай за Golos.

7
105.112 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые