«Поэзия Голоса». Поэзия Японии. Часть 1-я
Автор: Ольга Дагмар, @dagmar
Однажды в интернете я наткнулась на необычные стихи — всего три строчки, отсутствие рифмы, но богатство образов и смыслов, и название такое интересное, двойное: хокку или хайку. Оказалось, это японские стихи.
Так началось у меня самое настоящее погружение в поэзию Страны восходящего солнца… Басё, Бусон, Исса, Сайгё, Оно-но Комати, Аривара-но Нарихира, Ёсано Акико заполняли мои часы, мысли и чувства…
Меня покорили хокку своей лаконичной формой, мелодичным звучанием, символами и недосказанностью… Особенно нравились переводы Веры Марковой и Владимира Соколова.
Я стала изучать это явление: восточные твёрдые формы, а конкретно — хокку и танка. Захотелось самой попробовать сочинить короткие философские стихи.
Сначала, чтобы написать хокку, я простукивала слоги: 5+7+5, но потом научилась чувствовать ритм. Заметила, что хокку интересно тогда, когда есть элемент неожиданности — последняя строчка непредсказуема по смыслу.
Сделала открытие — стих можно «крутить»! То есть читать строчки не только сверху вниз, но и снизу — вверх, передвигать их в любом порядке, как заблагорассудится! Каждый раз при этом смысл стихотворения будет приобретать новые оттенки. Но тогда и работать над хокку надо тщательнее, а не просто взять готовую мысль и разложить её по формуле 5+7+5.
Читала я и так называемые «русские хайку», в которых автор позволяет себе отойти от классического набора слогов (их должно быть 17), делая упор на символику и ёмкость мысли. Но моё восприятие хокку иное — мне нравится придерживаться классической формы.
Давайте перейдём к истокам возникновения японской поэзии, в частности — хокку.
А начиналось всё с поэтического направления хайкай, известного с древних времён. Оно выросло из весёлых народных песенок. Изначально хайкай сочиняли монахи и самураи, а позже этими стихами увлеклись также купцы и ремесленники.
Стихи этого направления появляются в X веке в антологии танка «Кокинвакасю».
Рассмотрим, что из себя представляет хайкай. Это стихотворение из пяти строк. В нём две части. Первая часть называется маэку, вторая — цукэку.
Как жанр хайкай развивался в игре. Участнику поэтического турнира надо было показать свою находчивость, ответить на первые строчки стиха другого поэта так, чтобы получилось законченное по смыслу пятистишие. Мастера хайкай были хорошими импровизаторами.
Знаменитый поэт Cредневековья, мастер хайкай Моритакэ (1473-1549) сумел так дополнить стихотворение:
Тут тебе и боязно,
тут тебе и радостно:идя к жениху,
перейти в вечерней мгле
по бревну ручей.
В XVI веке появляется новый жанр — рэнга. Это цепочка стихотворений, которые называют ещё «нанизанные строфы». Создавались стихи так: первые строчки обрастали разнообразными трёхстишиями.
Вроде надо бы рубить,
да рубить не хочется...Вора изловил,
а получше присмотрелся —
собственный мой сын!Ветвь цветущая
скрыла от очей моих
ясную луну.
Ряды чередующихся трёхстиший и пятистиший в едином силлабическом метре 5-7-5—7-7 слогов связывались по принципу отдалённых ассоциаций.
Постепенно хайкай начинает изменяться, трёхстишия обособляются. Так рождается новый жанр — хайку (хокку). Форма хокку выглядит следующим образом: 5-7-5 слогов.
Хайку сочинялось путём ассоциативных связей. Приходилось поломать голову, чтобы отгадать смысл стихотворения. Таким образом, оно напоминало загадку.
А в XVII веке великий японский поэт Мацуо Басё создаёт удивительный по красоте мир хокку...
Продолжение следует...
И в завершение немного моих хайку.
***
Новые тропы...
Дразнится сумрачный лес
Снов миражами.
***
Знают ли луны,
Что наслаждений полны
Сны о любимом...
***
Утро сияет.
Солнцем наполнился день.
Ты со мной рядом...
Ваша Ольга Дагмар, @dagmar
Редактор: @amidabudda
Полезная информация
Размещайте свои произведения на платформе Pokupo.ru. Для вас это дополнительная площадка продаж и большой выбор инструментов интернет-торговли.
По всем вопросам обращайтесь к @ivelon. Или в телеграм-чат сообщества Pokupo.