"Поэзия Голоса". Рубрика «Детская библиотека»: Папа-Медведь возвращается домой
Автор: @ramin
У меня в руках продолжение прекрасной книги Элси Хоумланд Минарик о папе-Медведе, маме-Медведице и маленьком Медвежонке. Я в своё время познакомился с первой частью и ещё тогда был потрясён, как просто и незатейливо автор воплощает логику детского мышления.
Но это отдельный разговор и обсуждение совсем других книжек и совсем других идей. А в данном случае у нас в руках книга для самых маленьких. Она идеально подойдёт для тех, кто только научился читать. Отражается это и в том, как книга сделана: очень крупные буквы, малое количество текста, раздельно напечатанного, чтобы пальчиком можно было водить и рассматривать. Но самое главное – это, конечно, сами сказки, то, как это придумано.
Истории про Медвежонка хороши тем, что в каждом из сюжетов он проявляет какую-то особенность детского мышления.
Как мы знаем, детское мышление совершенно логично, но в своих собственных рамках. Например, соотношение по качеству и по количеству для ребёнка одно и то же. Соотношение объёма и формы для него тоже не является чем-то аксиоматичным.
Знаменитый феномен Пиаже: берём стакан воды, показываем его, потом выливаем воду из стакана на блюдце и демонстрируем воду на блюдце. Где воды больше? До определённого возраста ребёнок говорит, что в стакане воды больше, хотя он видел, как то же количество воды из стакана выливали на блюдце. Он просто зрительно соотносит предметы, которые видит, и совершенно чётко говорит, что больше в стакане, так как он выглядит больше, значит, и воды больше. И таких примеров очень много.
В книге совершенно весёлые истории. Например, одна из них про то, как Медвежонок хвастается своим папой…
Папа-Медведь едет на рыбалку, а это такое событие, о котором должны узнать все друзья Медвежонка. В книге это очень трогательно и простенько нарисовано. Медвежонок рассказывает Сове, как папа на рыбалке вытащит большую рыбу, и дети начинают играть в рыбалку. А потом Медвежонок придумает, что папа на корабле в большом океане выловит русалку и привезёт её домой. Медвежонок повторяет эту историю несколько раз, и, как вы уже, наверное, догадались, он сам в неё поверит. А когда приезжает папа, Медвежонок просит показать ему русалку.
Поверить в собственную выдумку для ребёнка – это совершенно плёвое дело. Ребёнок не разделяет очень чётко границы мира своих суждений и мир реальный, состоящий из оценок других людей. Не разделяет их с физической реальностью, которую он видит, трогает, в которой он живёт.
Если вы живёте в России, то для вас Африка – это мир чужих оценок и суждений, разве что вы туда ездили в туристическую поездку. А для ребёнка весь мир – Африка. Его кругозор ограничен тем, что он видит в школе, в детском саду… Если только это не ребёнок мамы с папой, которые путешествуют по всему свету вместе с ним.
И каждая история Элси Хоумланд Минарик обладает таким свойством. Книга предельно простая и очень смешная для ребёнка, потому что он уже вырос, если научился читать. Ну, разве что это совсем ранний опыт чтения, но он все эти стадии, о которых я говорил выше, уже прошёл. Ребёнок уже освоил взрослую логику, и ему тоже смешно. А взрослому будет крайне интересно то, как работают мысли и воображение маленького человека.
До новых встреч! Ваш @ramin
Редактор: @amidabudda