«Поэзия Голоса». Рубрика «ПОСТгуманизм» [Рецензия]. «Дверь в лето» Роберта Хайнлайна: машина времени и кот в сумке
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский (@zaebooka)
Привет, друзья!
Есть книги добрые, очень добрые, а есть нетленки, которые перечитываются и переиздаются даже после смерти автора. К последнему типу, безусловно, относится роман «Дверь в лето», написанный Робертом Хайнлайном в середине прошлого века. Первая публикация романа относится к 1956 году.
Роберт Хайнлайн вошёл в Зал Славы американской НФ не просто так — это один из тех людей, кто писал жёстко и по делу. Хайнлайн посвятил жизнь созданию масштабной Истории Будущего, но «Дверь» выпадает из общей схемы. Собственно, роман выпадает из любых схем.
Сюжет
События книги разворачиваются в 1970 году — на момент создания текста для Хайнлайна это было «будущее». Дэниэл Бун Дэвис, главный герой произведения, зарабатывает на жизнь роботехникой. Это талантливый изобретатель, но вот с друзьями у него серьёзные проблемы. Майлз, товарищ Дэниэла и по совместительству его деловой партнёр, не отягощён моральными принципами. У Белл Даркин, супруги нашего героя, этих принципов ещё меньше. Белл изменяет мужу с Майлзом и обманным путём присваивает контрольный пакет акций компании.
Единственный друг Дэниэла, которого ГГ по-прежнему любит — это его кот по имени Петроний Арбитр. Дэниэл покупает Питу ресторанную еду, таскает с собой в сумке и периодически угощает пивком. В общем, вполне себе устоявшееся мужское братство)))
Основной замес начинается, когда Дэн решает лечь в «глубокий сон» на 30 лет. План у изобретателя простой, как кочерга: он найдёт в будущем своих постаревших обидчиков и как-нибудь им отомстит. Изменив своё решение после некоторых раздумий, ГГ отправляется выяснять отношения с супостатами. Для него это заканчивается насильственной заморозкой. Дэниэл просыпается в 2000 году и начинает медленно привыкать к новой реальности. Вскоре он понимает, что месть утратила всяческий смысл. Есть дела поважнее. И эти дела связаны с корректировкой прошлого.
Моё мнение
Роман имеет множество пластов, которые хороши сами по себе, но если их совместить, получается гремучая смесь. Возьмём любовную линию. Поначалу кажется, что без поллитры не разобраться. Есть Фредерика, приёмная дочь Майлза, которую нужно спасти. Девушка ложится в анабиоз до своего совершеннолетия, но до этого мы окунёмся в хитросплетения временных петель и прочих парадоксов. Отчасти мне это напоминает «Эндимион» и «Восход Эндимиона» Дэна Симмонса. Кто читал, тот поймёт.
Второй слой — многочисленные аллюзии, этакие пасхалки, разбросанные по всему тексту романа. Любит Хайнлайн такие вещи, ничего не скажешь, это фирменный почерк Мастера. А вот третий слой — это гуманистический гимн доброте, разуму и настоящей любви. Тот «месседж», которого не хватает многим современным произведениям.
Знаете, на обложках переизданий «Двери» часто рисуют котиков, так что у вас может сложиться ошибочное мнение, что котэ — чуть ли не краеугольный камень повествования. Не вводите себя в заблуждение. Хайнлайн — не Брэдбери и не Саймак. У этого писателя хватает достоинств, раскрывающихся по мере погружения в текст. Не зацикливайтесь на финансовых махинациях, это не главное. Смотрите в суть. И тогда вы сможете восхититься глубиной человеческой мысли и торжеством добра. Которое, как известно, должно быть с кулаками.
Оценка: 10/10
Ваш Ян Бадевский (@zaebooka)