Рубрика «ПОСТгуманизм» [Обзор]. Самые популярные фантастические вселенные отечественных писателей, расширяющиеся прямо сейчас


Дизайн @konti

Автор: Ян Бадевский @zaebooka


В западной фантастике уже давно существует традиция продолжателей. О чём это я? Допустим, есть Средиземье Толкиена или Дюна Херберта. Те же «Звёздные войны». Эти вселенные настолько масштабны, что расширять их, по моему представлению, можно бесконечно. Эпичные циклы превращаются в межавторские проекты. Или издательские серии, к которым подключаются приглашённые творцы. Если писатель жив и здоров, его фамилия красуется на обложках, увеличивая продажи. Возможно, он работает в соавторстве с кем-нибудь. Если создатель франшизы умер, парадом командуют его наследники — дети и даже внуки. Они могут писать сами, а могут пожинать плоды и наслаждаться отчислениями.

Аналогичные схемы есть и у нас. Достаточно вспомнить серию «Миры братьев Стругацких», «Дозоры» Лукьяненко и «Метро» Глуховского. Но всему есть предел. Некоторые вселенные исчерпали себя, на них уже никто не хочет зарабатывать. Давайте поищем проекты известных отечественных фантастов, продолжающие расширяться прямо сейчас.


Вселенная Метро 2033


Отсюда

В 2005 году издательство ЭКСМО выпустило роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Постапокалиптическая книга неожиданно «выстрелила» и ворвалась на полных парах в издательские топы. Стотысячный тираж разлетелся за три месяца, издатели выпустили ещё «соточку» — она ушла за год. История о выживальщиках, запертых в московском метрополитене после ядерной бомбардировки, сильно зацепила любителей фантастики. На волне успеха Глуховский выпустил «Метро 2034» и «Метро 2035». В 2012 году автора переманили ребята из АСТ (которые всё равно в итоге были поглощены ЭКСМО). Серия стала разрастаться в пределах издательской группы «Жанры».

Тема выживания в метро оказалась золотой жилой, и в проект втянулись молодые авторы. В рамках серии вышло 90 книг разных писателей. Наибольший вклад внесли Андрей Буторин, Сергей Антонов и Анна Калинкина. Отмечу, что события чаще всего разворачиваются в Москве, но есть и другие локации. Например, Санкт-Петербург («К свету» Андрея Дьякова, «Питер» Шимуна Врочека), Мурманская область («Север» Андрея Буторина), Киев («Война кротов» Александра Шакилова) и даже Глазго («Британия» Гранта МакМастера). Попадаются и антологии постапокалиптических рассказов («Сумрак в конце туннеля»). В общем, мир Глуховского чувствует себя очень бодро — свежие произведения выходят ежемесячно.


«Пограничье» Сергея Лукьяненко


Отсюда

Роман «Застава» Сергея Лукьяненко положил начало межавторскому циклу «Пограничье». Это своеобразная вселенная, прописанная в дизельпанковой стилистике и повествующая об альтернативном мире Центрума, куда некоторые из нас умеют открывать порталы. Цикл не может похвастаться популярностью и многотомностью «Метро», зато произведения «Пограничья» отличаются более высоким качеством. Лукьяненко работал в соавторстве с Александром Громовым («Реверс»), Михаилом Тыриным («Самоволка», «Разлом») и Валентином Холмогоровым («Разлом», «Очаг»). Отдельные книги в рамках серии издали Владимир Васильев, Сергей Слюсаренко и Дмитрий Казаков. Это известные фантасты, поэтому уровень текстов поддерживается на приличной высоте.

На данный момент цикл о противостоянии Центрума и Очага насчитывает десять романов. «Очаг» стал завершающим аккордом серии. Вроде бы Лукьяненко намерен поставить точку в своём повествовании, но все мы помним ситуацию с «Дозорами». Мастер периодически объявлял о завершении проекта, а спустя некоторое время выходили «внезапные» продолжения. Не исключено, что появятся спин-оффы новых авторов, запускающие независимые сюжетные линии.


«Земля лишних» Андрея Круза


Отсюда

Андрей Круз при жизни был весьма плодовитым автором. На его счету два масштабных межавторских цикла, написанных в постапокалиптическом антураже. Это «Эпоха мёртвых» и «Земля лишних». Тему зомби я обойду стороной, а вот «Земля лишних» заслуживает определённого внимания. Завязка сюжета такова: есть параллельный мир, его можно осваивать. Туда доставляются любые грузы, обратно привезти ничего не выйдет. Одностороннее движение отсекает любые попытки возврата главных героев. Все перемещения контролируются «Орденом». На просторах «Новой земли» царит полная дичь — никаких законов, кто нажал спусковой крючок первым, тот и прав.

Критики относятся к произведениям Круза неоднозначно. Одни отмечают целостность и продуманность мира, отсутствие сюжетных провисаний и гармоничность диалогов. Другие порицают автора за чрезмерную любовь к оружию и растянутость описаний. Хватает у Круза и «роялей в кустах» — ключевому персонажу настолько везёт в смертельно опасных ситуациях, что это даже неприлично. Если отключить режим здравого смысла, серия читается легко, а приключенческая сторона затягивает. На большее цикл не может претендовать.

Интересно, что первые книги серии написаны Андреем Крузом совместно с женой, а потом вселенная начала бесконтрольно размножаться. Сейчас в рамках проекта насчитывается 22 книги, и продолжений исключать не стоит. Помимо «официальных» дополнений, созданных Стрельниковым, Долининым и Негатиным, на Самиздате расплодились многочисленные фанфики.


Подведу итог. Со времён «Миров братьев Стругацких» много воды утекло, но периодически запускаются денежные проекты, авторы которых могут неплохо заработать и даже сделать себе имя. Писать, конечно, придётся быстро. А ещё необходимо перечитать все произведения любимого писателя, чтобы встроиться в обойму и не ошибаться в деталях. В целом межавторские циклы представляют собой достаточно интересное явление, благодаря которому многие читатели приобщились к фантастическому жанру.


Ваш Ян Бадевский @zaebooka



Новый клиент экосистемы блокчейн-платформы Голос для поэтов
Проголосовать за делегата stihi-io можно здесь


Text.ru - 100.00%

group-vk.png group-fb.png



Торговая платформа Pokupo.ru


30 second exposure


vox-populipoesieпоэзия-голосакнигирецензия
221
324.084 GOLOS
0
В избранное
Поэзия Голоса
Поддержка авторов на Голосе
221
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые