Рубрика «ПОСТгуманизм» [Рецензия]. «Дети синего фламинго» Владислава Крапивина: на острове Двид всё спокойно
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский @zaebooka
Лето — лучшее время для детской фантастики. Школа улетает за горизонт, и тебе кажется, что мир наполнен новыми смыслами, только бери и хватай. Друзья, велосипед, удочка, игры до позднего вечера — вот что имеет значение. А ещё ты читаешь книги, герои которых становятся верными соратниками и навсегда перекраивают мировосприятие. Одной из таких книг для меня стала повесть Владислава Крапивина «Дети синего фламинго».
Вообще, Крапивин — очень «правильный» детский писатель. Дружба, отвага, страх, предательство — всё как на ладони. Подростки в книгах Крапивина погибают, но не сдаются. Это сильные личности, которыми восхищаешься. В мире, где слово никто не держит, а друг может обернуться злейшим врагом, подобные сюжеты — глоток свежего воздуха. Кстати, совсем недавно мне попался фильм 2010 года, снятый Анарио Мамедовым по мотивам повести. «Легенда острова Двид» — так называется эта картина. Впервые ленту показали на фантастической конференции «Роскон», но в то время я о премьере не слышал. Думаю, как и большинство отечественных зрителей.
О чём книга
Женя Ушаков — одиннадцатилетний попаданец, оказавшийся в необычном мире. Отправившись к бабушке, Женя встречает незнакомого мужчину, заговаривает с ним и узнаёт о волшебном острове Двид. Его жители находятся в угнетённом состоянии — ими управляет Ящер, с которым Жене и предстоит сразиться. Незнакомец уговаривает ГГ отправится на Двид, и мальчик соглашается.
Оппонент Жени — металлический робот-осьминог, победить которого невозможно. Женю, как выясняется, пригласили на остров по приказу местного короля. Дело в том, что правитель намеревался организовать показательное избиение очередного героя, чтобы продемонстрировать своим подданным неуязвимость машины. Женя сбегает, но попадает в тюрьму и чудом спасается от казни — ему оказывает помощь волшебная птица. Вскоре Женя попадает в крепость, где скрываются от Ящера другие ребята. Впереди их ждёт схватка.
Моё мнение
Фильм «Убить дракона» я посмотрел много лет спустя, будучи старшеклассником. Тогда же начал читать Шварца. И поразился созвучию на первый взгляд совершенно непохожих произведений. Чудовище, установившее диктатуру, терпеливо относящийся к порабощению народ, лицемерный правитель, отвергающий любые перемены. Гнилая атмосфера, в которой нет места совести, человеческому достоинству и правде. Сейчас, когда я пишу эти строки, возникает жуткое дежавю с окружающей действительностью. Помните ключевой посыл Захарова? Убить дракона нужно в себе, а уж потом переделывать реальный мир. Пока Драконы и Ящеры устраивают общество, правление этих монстров будет бесконечным.
Главное оружие королей в обоих случаях — ложь. Или, как сейчас модно говорить, постправда. Вокруг рабски мыслящих граждан выстраивается вымышленный мир, в который все безоговорочно верят. Герой будет казнён или посажен в тюрьму, если того требуют обстоятельства. Герой может вознестись на самый верх и получить предложение заменить Дракона на его бессменном посту. Тут много вариантов.
У Шварца абсурд разворачивается во всём своём авторитарном великолепии. У Крапивина добро побеждает — именно так и должно быть в хороших сказках. Автор учит нас правильным вещам, но делает это без морализаторства, сквозь призму приключенческой литературы. Я не ищу в повести эзопова языка — этот сюжет гораздо светлее захаровских фантасмагорий. Но есть тут что-то… фундаментальное. Некая основа, стержень. Если однажды крапивинские смыслы пронзят вас насквозь, то уже не отпустят.
Оценка: 10/10
Ваш Ян Бадевский @zaebooka