Рубрика «ПОСТгуманизм» [Рецензия]. «Звезда Пандоры» Питера Гамильтона: поезда в червоточинах и сферы, которые лучше не трогать


Дизайн @konti

Автор: Ян Бадевский @zaebooka


Британского писателя Питера Гамильтона можно назвать одним из самых эпичных и самых недооценённых НФ-авторов современности. Когда я говорю о недооценённости, то имею в виду жанровые премии — Гамильтон не может похвастаться «Локусами», «Хьюго» и прочими «Небьюлами» на своей каминной полке. Впрочем, это не мешает автору пользоваться признанием любителей фантастики по всему миру — суммарный тираж его произведений перевалил за два миллиона.

Критики считают вершиной творчества Гамильтона цикл «Пришествие ночи», написанный в жанре космооперы. Быть может, я когда-нибудь доберусь до этих текстов, но сейчас карты легли в другую сторону. Я начал знакомство с Гамильтоном, купив в одном из книжных магазинов дилогию «Содружество». Это довольно объёмные романы «Звезда Пандоры» и «Иуда освобождённый». Меня предупреждали, что читать их поодиночке нельзя, и это оказалось сущей правдой.


О чём книга


Обложка

В начале двадцать первого века человечество совершило важный технологический прорыв — научилось генерировать червоточины. Звездолёты утратили всяческий смысл. Червоточина соединяет два мира, отстоящих на десятки и сотни световых лет друг от друга, и всё, что вам нужно — переступить порог. Корпорация ККТ мгновенно взяла разработку под контроль и сказочно разбогатела. Прошло три столетия. Между бесчисленными мирами Содружества курсируют пассажирские и грузовые поезда — они двигаются по червоточинам, подчиняясь строгому расписанию. Появились Звёздные Династии и Великие Семейства, определяющие экономическое развитие сотен миров. Можно купить вечную жизнь, заплатив за омоложение, так что сформировалась каста богачей, возраст которых перевалил за триста лет — чем-то мне это напомнило мафов Моргана. Оззи, изобретатель генератора червоточин, обзавёлся собственным астероидом, полым внутри, и превратился в живую легенду — он путешествует по мирам Содружества, прокладывая персональные червоточины, рожает детей, бродит по лесам сильфенов и помогает сироткам (я не шучу).

Размеренная жизнь Содружества нарушается после того, как двойная звезда, находящаяся за пределами освоенного пространства, переживает окутывание. То есть вокруг этой звёздной системы формируется Сфера Дайсона. Как вы уже знаете, подобные структуры могут возводить исключительно цивилизации второго типа по шкале Кардашова, а это превосходит возможности Содружества. Тут же собрался Комитет Безопасности. Ребята посовещались и пришли к выводу, что Сфера могла понадобиться в двух случаях. Первый вариант: обитатели Пары Дайсона от кого-то защищались. Второй вариант: кто-то отгородился от Пары Дайсона. Оба варианта не предвещают ничего хорошего для Земли и её колоний. Поэтому Содружество строит звездолёт (впервые за всё время своего существования) и отправляет к Паре Дайсона исследовательскую экспедицию.


Моё мнение

После того как была перевёрнута последняя страница, осталось двоякое впечатление. С одной стороны, поразила масштабность — автор сотворил отличную вселенную, продуманную до мелочей и логически выверенную. Поначалу бросается в глаза образ мышления людей будущего — он практически идентичен нашему, а ведь прошло более трёх столетий! Впрочем, технология омоложения проливает свет на эту «несуразность» — ключевые персонажи, по сути, являются нашими современниками. Просто у них есть преимущество в виде бесконечного продления жизни. Кстати, о персонажах. Их много. Первые 150-200 страниц вам кажется, что роман составлен из множества новелл, внешне никак не связанных. Это нужно пережить и двинуться дальше. Тем более что новеллы захватывают. Правда, не все. За тем же Оззи следить гораздо интереснее, чем за Паулой Мио — эта выхолощенная машина расследований вообще не вызывает эффекта сопереживания.

Итак, мы подходим к главным минусам произведения. Во-первых, часть сюжетных линий можно убрать либо доработать — персонажи откровенно скучны. Во-вторых, Гамильтону свойственно увлекаться научной частью повествования — он ударяется в детализированные описания запущенных зондов и расшифрованных гравитационных сигналов, всё это происходит в ущерб динамике. Чередование сюжетных линий сбивается, всё провисает. А когда начинается описание расы праймов путём введения персонажей-чужаков, я надолго застрял и уже с трудом продирался дальше. Вишенка на торте — все линии обрываются, поскольку «Звезда Пандоры» составляет единое целое с «Иудой освобождённым». Вот поэтому я и советую покупать сразу обе книги.

И всё же вещь получилась добротная, основательная. Гамильтон проделал огромную работу, это должен оценить каждый любитель космоопер. Странствия Оззи местами напоминали мне о путешествии героев Дэна Симмонса («Гиперион») по реке, текущей среди межзвёздных порталов. Есть удивительно самобытные разработки наподобие Высокого Ангела — инопланетного корабля, сотрудничающего с человеческими корпорациями. Текст написан ровно, отсутствуют ляпы, действия героев логичны. Есть атмосфера, что тоже немаловажно. Так что к прочтению рекомендую.

Оценка: 8/10


Ваш Ян Бадевский @zaebooka



Новый клиент экосистемы блокчейн-платформы Голос для поэтов
Проголосовать за делегата stihi-io можно здесь


Text.ru - 100.00%

group-vk.png group-fb.png



Торговая платформа Pokupo.ru


30 second exposure


vox-populipoesieпоэзия-голосакнигирецензия
216
293.242 GOLOS
0
В избранное
Поэзия Голоса
Поддержка авторов на Голосе
216
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые