Рубрика «Детская библиотека»: «Путешествие на край кухни» Ольги Лукас

Автор: @ramin


Источник

Сегодня речь пойдёт о книге Ольги Лукас «Путешествие на край кухни». Это совершенно замечательная сказка, и я сейчас постараюсь описать, почему она мне так понравилась.

История эта о живых и говорящих столовых приборах. Да, вы не ослышались, не только об игрушках, не только о волшебных существах, а именно об этих неприметных, но абсолютно необходимых каждый день обиходных вещах.

История о живых столовых приборах воплотилась в настоящую вселенную, которая огромна, полна опасностей, различных противоречий, страстей и вся умещается в кухне. Причём даже не во всей кухне, а только в той её части, которая относится к кухонному шкафу, раковине, разделочному столу, обеденному столу и окну, потому что именно там, под батареей находится самая отдалённая — terra incognita. Туда один из отрицательных персонажей книги, по крайней мере в её начале, рыжее чудовище, загоняет лапами столовые приборы, потому что он обожает играть с упавшими со стола вилками, ложками, ножами и всем, что попадётся. Это очень шаловливый кот.


Источник

Люди тоже, конечно, представлены. Есть бабушка, есть дедушка и девочка Катя. Но главные действующие лица — это Нока и Вика. Не путайте, пожалуйста, с человеческими именами, потому что Нока — это Катин ножик, а Вика — это Катина вилка.

Есть ещё Зелёная — это ложечка, у которой зелёная рукоятка. Сделанная из пластмассы, она славится удивительным талантом среди всех этих сказочных персонажей. Зелёная забавляет не только живущие с ней в одном отделении ящика для столовых приборов детские ложечки и вилочки, но и вообще весь столовый инвентарь, вплоть до больших хозяйственных ножей, досок и даже до самого половника доходит. Она забавляет всех историями — у неё дар сказочницы.

И вот эта сказочница пропала, да так, что никто не может её найти. У кого ни спросят, нигде нет, никто не знает. А так как я уже говорил, что вселенная эта насыщена деталями, всевозможными закоулками и т. д., то искать её следует на страшном расстоянии от кухонного шкафа, под самой батареей, на краю кухни. Вот туда и отправляются Вика и Нока.

Вы знаете, мне весь смысл глубочайшей, интеллигентной традиции, стоящей за этими ожившими вилочками и ножами, весь смысл самого приёма художественного, который обратил внимание автора именно на эти обиходные вещи, стал понятен после того, как нам (мне и моей дочери) где-то в начале книги встретился персонаж — щипцы для сахара.

Моя дочка с удивлением спросила меня: «Папа, а зачем они щиплют сахар?» И действительно, сами подумайте, вот у нас рафинад лежит в коробке. Ведь мало у кого сейчас есть сахарница. Коробка с распечатанной крышечкой в офисе или дома лежит на столе, и вот там эти кубики сахара... А щипать их зачем? Ребёнок не понимает того, чего никогда в жизни не видел. К сожалению, в моей семье не настолько хорошо воспитаны манеры, поэтому в нашем доме нет щипцов для сахара, хотя в принципе брать руками сахар из сахарницы — не комильфо, это совершенно чёткое нарушение хорошего тона.


Источник

Есть что-то глубоко питерское, глубоко интеллигентное, та самая культура, что на уровне инстинктов, подсознательных, рефлекторных действий впитывается поколение за поколением и потом реализуется в той особой нездешности, с которой эти люди живут и ведут себя царственно и изящно в самых житейских, бытовых ситуациях.

Дело даже не в том, что надо знать назначение всех этих приборов, не надо, для понимания этой сказки тем более не надо, всё, что нужно, там объясняется по ходу дела. Причём делается это очень элегантно без длиннот, без скучности, потому что у Ольги Лукас есть, конечно, совершенно чёткий дар рассказчика, и она прежде всего ведёт сюжет, двигает ту самую детективную интригу, где встречаются друзья, помощники, опасности.

Вы не думайте, пожалуйста, что там всё просто. Во-первых, приборы столовые делятся на обычные и коллекционные, ведь в семье принято коллекционировать ложечки из путешествий. Есть ложечка, которую зовут Пушкин, и та, которую зовут Венеция... Вы уже понимаете, просто на рукоятке находится эмблема, герб города, который посещён, памятный знак или как с Пушкиным — портрет поэта. Совершенно прекрасная традиция, но это коллекционные вещи, и они себя держат по-особому.

Есть ножи столовые, которые хвастаются тем, что они выкладываются на стол по парадному поводу, а есть — хозяйственные, без которых не обойтись. Или вот маленький, невзрачный ножик, на которого все смотрят с огромным уважением, потому что его каждый вечер берёт в руки дедушка — это перочинный ножик для чистки яблок. Человек пользуется им каждый день, нужнейшая в доме вещь, соответственно, уровень авторитета мгновенно взлетает.


Источник

И таких тонкостей придумано и описано Ольгой Лукас неисчислимое количество. Целый мир получился с характером и со сложными взаимоотношениями столовых приборов, и мне даже самому стало интересно, чем всё это закончится. Там столько всего наворочено.

Отдельно надо сказать о художнице. Обратите внимание на обложку. Там великолепный кот, очень живой, очень проказливый. У него гипнотизирующие зелёные глазищи, сразу чувствуется, что не к добру это.

Мария Павлова не только кота замечательно нарисовала, но и вот эти условные ручки, ножки, глазки у столовых приборов. Можно сказать, что они достаточно просто изображены, ребёнка забавляют и хватит, но присмотритесь, как это сделано, как это всё прорисовано, с каким знанием, с какой любовью к деталям. Каждое волоконце на доске кухонного или разделочного стола видно, каждое выражение лица, каждый развод на рукоятках этих самых приборов заметен. Очень здорово нарисована бытовая обстановка на кухне. Портреты бабушки и дедушки, Кати — это вообще отдельные шедевры. Я считаю, что иллюстрации к детской книге, раз уж она претендует на реализм, такими и должны быть.

Я думаю, что современная детская сказка и должна быть такой, где не существует границы между реальностью и фантазией, где очень легко оживают любые предметы. А если назначение этих предметов непонятно (вспомните щипчики), то по ходу дела оно разъясняется, и ребёнок узнаёт об этикете, допустим, и о том, как должен себя вести культурный человек за столом. О том, как важно присматриваться к вещам, которые тебя окружают.


Источник

Некоторые вещи, несмотря на отсутствие денежной ценности, являются огромной ценностью для нас, потому что хранят тепло рук наших родителей, бабушек и дедушек, они хранят тот уют, который не описать никакими словами. И данная сказка передаёт это чувство на все сто процентов.

Книга Ольги Лукас «Путешествие на край кухни» с рисунками Марии Павловой — это очень уютный мир, несмотря на все царящие там страсти.


До новых встреч! Ваш @ramin


Редактор: @amidabudda


Text.ru - 100.00%

Полезная информация

Платформа Pokupo.ru предоставляет полноценный интернет-магазин и избавит вас от поиска домена, хостинга, админов, программного софта, а также от абонентской платы. Надёжно, удобно и весёлая техподдержка.

И главное. Зарабатываете вы — зарабатываем мы. И никак иначе.
Телеграм-чат сообщества Pokupo и @ivelon ждут ваших вопросов.


30 second exposure30 second exposure


vox-populipoesieпоэзия-голосарассказтворчество
25%
7
160
171.311 GOLOS
0
В избранное
Поэзия Голоса
Поддержка авторов на Голосе
160
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые