Рубрика «ПОСТгуманизм» [Рецензия]. «Город» Клиффорда Саймака: Робот-Патриарх, говорящие Псы и предназначение Человека
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский, @zaebooka
Всем привет.
Как вам известно, Клиффорд Саймак в 50-х годах прошлого века писал в состоянии шока. Его ужасало то, что случилось во время Второй мировой и после неё. Речь, конечно же, идёт о японской трагедии. Роман «Город», написанный в 1952 году, являясь, по сути, эпичным полотном грядущего, охватывающим несколько тысячелетий, пронизан духом безысходности и вселенской печали.
Заглянув в Википедию, я с удивлением узнал, что главы писались неравномерно — последняя из них увидела свет только в 1973 году. Вообще, после прочтения книги (а это случилось достаточно давно, ещё в девятом классе) у меня осталось двоякое послевкусие. С одной стороны, поразил размах происходящего. То, с чем вы сталкиваетесь, сопоставимо с лучшими вещами Вернора Винджа и Артура Кларка. С другой стороны, покоя не давала одна простая мысль: как же так? Почему мы докатились до подобного финала?
Наверное, гуманисту Саймаку было тяжело наблюдать за происходящим и понимать, что коллективная ответственность лежит на каждом из нас. История человечества — это история войн. Но правильно ли это? И способны ли мы измениться? Схожие мотивы проскальзывают и в «Пересадочной станции» — ещё одном программном произведении мастера.
Сюжет
Начну с того, что в будущем места Человеку не нашлось. Планета заселена роботами, разумными Псами и стремительно разрастающейся колонией муравьёв. Структура романа включает девять отдельных историй, первая из которых была написана в 1944 году. Поэтапно перед нами раскрывается эпоха всеобщего благоденствия, ставшего реальностью благодаря мирному уходу людей со сцены. Разумные Псы вообще не очень-то верят, что мы с вами когда-то существовали…
Ключевые человеческие персонажи всё же упоминаются — это семейный клан Вебстеров. Во многом Вебстеры определяют историю мира. Первый представитель клана способствует крушению урбанистической культуры и переселению людей в загородные усадьбы. Постепенно у наших потомков развивается агорафобия, даже в критических ситуациях они не могут покинуть пределы своей земли. Примечателен случай, когда очередной Вебстер не вылетел на Марс, чтобы спасти философа Джуэйна, своего друга и крупного учёного. Вебстер попросту не смог преодолеть психологический барьер.
Ещё одна знаковая фигура в романе — мутант Джо. Этот персонаж прожил несколько веков и был наделён мощным интеллектом. Именно благодаря Джо начала развиваться цивилизация муравьёв, брошенная им в ходе наскучившего эксперимента. Эволюционирует и раса говорящих Псов — руку к этому приложил очередной представитель рода Вебстеров. Стоит упомянуть ещё одного центрального персонажа «Города» — робота Дженкинса. Этот герой долгое время прислуживал Вебстерам, а впоследствии сделался наставником Псов. Остатки людского рода концентрируются в Женеве. Последний из Дженкинсов понимает, что время людей прошло — нужно позволить Псам развиваться самостоятельно. Дальше начинается самое интересное — исход людей, вечная спячка Вебстера, превращение Дженкинса в Робота-Патриарха и многое другое.
Моё мнение
Великие мастера фантастики уже в 50-х создавали масштабные и многоплановые произведения, до уровня которых не дотянуться большинству наших современников. И речь тут не идёт об описании технологий или передовых научных разработках. Речь об ИДЕЯХ и опережающих время социальных конструкциях. Чтобы показать весь трагизм нашего исторического пути, Саймак охватывает своей футурологической мыслью целые эпохи.
Многие критики говорят о безысходности «Города», подразумевая медленное угасание нашей расы и трансформацию людей в иную форму жизни на Юпитере. Вместе с тем стоит задуматься об отсутствии резких потрясений и мирной «смене власти». Наша проблема заключается в неспособности отказаться от насилия ради достижения своих целей. Каменный топор сменился арбалетом, затем появился порох, а в завершении цикла — водородные бомбы. Но что изменилось внутри нас? Саймак предупреждает, что если Человек не готов отказаться от своей воинственности, то ему придётся уйти. Будущее за теми, кто умеет договариваться и находить компромиссы, удобные для всех. Только в мирной среде можно выйти на виток устойчивого прогресса, достичь звёзд и иных галактик. И если мы этого не поймём, превратимся в рудиментарную форму жизни.
К чему это я? Саймак писал роман не для того, чтобы ввергнуть нас в бесконечную грусть или поэкспериментировать с социальными структурами муравьёв и Псов. Автора сложно упрекнуть в тотальной мизантропии, он всегда оставляет для нас шанс на исправление. Показывая магистральный маршрут при текущем положении вещей, Саймак набрасывает и альтернативы. Вот что нужно ценить в его творчестве.
Оценка: 10/10
Ваш Ян Бадевский (@zaebooka)
Полезная информация
Платформа Pokupo.ru ищет региональных представителей.
Обязанности, выгоды и условия сотрудничества — здесь.