[Авторская песня] Александр Галич как явление русской литературы.
Поэзия в авторской песне, великие имена
автор @francisgrey
редактор @guitarcat
Когда мы говорим об Александре Галиче, мы соотносим его творчество с движением шестидесятников, к самому расцвету авторской песни в СССР. Это и Булат Окуджава, и Юна Мориц, и Юрий Визбор, Юлий Ким и многие хорошо известные в Авторской Песне имена.
Александр Аркадьевич Гинсбург( Галич) родился в Днепропетровске 19 октября 1918 года а с 1923 года семья Гинсбургов переехала в Москву. Александр попал в лит. кружок, которым руководил Эдуард Багрицкий. Свои первые стихи Саша Гинсбург опубликовал в 16 лет. Чуть позже поступил в Литературный институт, который, впрочем, на закончил. Свой псевдоним “ГАЛИЧ” он создаёт лишь в 1944 году, как первые и последние буквы имени- отчества и фамилии! Обалдая удивительным талантом, Галич пишет много пьес для театра, сценарии к фильмам, напр. “Верные друзья”. В 1955 году его принимают в Союз Писателей, через 3 года - в союз Кинематографистов.
Неприятности начались, когда по требованию одной чиновницы запретили к показу уже отрепетированную пьесу Галича “Матросская тишина”
1971 год. Галича исключают из СП, 1972 - исключают и из СК. Официальной причиной исключения Галича изо всех союзов стало издание книги его песен за рубежом, однако это был уже финал травли, и запрет на любое издание его произведений в СССР.
В этом же году у Галича случается 3 инфаркт ( он ещё в юности был комиссован из армии был по причине заболевания сердца) 1974 год - семью Галичей выдворяют из СССР. Всего 3 года он прожил вдали от Родины. Норвегия, Германия, Франция. Нелепая смерть от, якобы “неправильно подключённой им антенны телевизора” сегодня кажется вовсе не случайной..
Александр Галич как явление русской литературы.
Все, написанное в этой статье, является только личным мнением, основанном на ощущениях автора, без каких-либо претензий или аллюзий на что-либо. Цитаты из произведений Галича почти не приводятся из-за требований уникальности текста постов.
Александр Аркадьевич Галич, как явление русской литературы, за сравнительно короткий срок (только в следующем году будет столетие со дня его рождения, которое наверняка будет отмечено/замечено узким кругом поклонников и исследователей его творчества) успело пережить различные периоды, восприятия и оценки. Творчество этого литератора началось с драматургии и довольно успешно: пьеса «Город на заре», в написании сценария которой Галич активно участвовал, сначала была поставлена в Московском театре-студии под руководством А.Арбузова, как дипломный спектакль студийцев в 1940 году, а в 1957 - в Театре имени Вахтангова, в 1958 году - в Севастопольском драм. театре имени Луначарского. Тот факт, что в послевоенных постановках автором значился только Арбузов, и связанный с этим конфликт, сильно отразившийся на судьбе Галича, не по теме этого текста, тем более, что все это подробно исследовано и описано М.Ароновым в «Полной биографии А.Галича», которую каждый поклонник Галича не раз внимательно прочитал. Я о другом. Вроде, примитивная пьеса, нашла себе место в репертуаре театров через 17 лет после первой постановки. Интересная тенденция. Вначале была драматургия. Долго и успешно. На фоне сплошного убожества было легко выделиться? Возможно. Но кое-что было действительно хорошо, а идея с зацементированными штанами из «Верных друзей» потом нашла свое применение в «Джентльменах удачи» (так мне показалось, возможно, я не права). Существенное внедрение Галича в культуру произошло: и даже если бы все на этом и закончилось, объект для изучения театроведами, историками и кинокритиками остался бы. Но тема моя о Галиче как явлении русской культуры на основе собственного совершенно непрофессионального восприятия. Впечатлили меня эти фильмы? Нет. А родителям моим нравились. Я же посмотрела их только потому, что они сняты по сценариям Галича. Была ли я разочарована, что такие неинтересные зрелища – результат творчества столь любимого мной поэта? Нет, другого и не ждала. Ощущения были как от прочтения учебника истории или советской литературы. А за что я полюбила Галича? Не за спектакли и фильмы, спектакли я не видела, фильмы посмотрела спустя многие годы после его смерти.
Я полюбила Галича за создаваемые прослушиванием его произведений необыкновенные ощущения. За ощущения, создаваемые его голосом в сочетании с вроде бы плохим музыкальным сопровождением. А было ли оно плохим? Поклонники Галича – профессиональные музыканты считают, что это не так. Мария Нестерова, преподаватель музыки из Новочеркасска пишет следующее: «По поводу музыкальных находок можно сказать следующее. Во-первых, львиная доля мелодий его основана на всем известной "Цыганочке". Остаётся только поражаться. насколько разнообразно варьировалась в его исполнении эта популярная мелодия, что порою за текстом и интонацией автора её было не разглядеть. Другими словами. он так талантливо использовал в своём творчестве одну мелодию, так изящно её варьировал, что она заиграла всеми своими гранями, помогая услышать СТИХИ. Ведь Галич - прежде всего - ПОЭТ!” . У Галича прекрасные аранжировки. Вилли Токарев (к нему можно по-разному относиться, но невозможно оспорить тот факт, что он –профессиональный музыкант) в одном из интервью сказал, что на него большое влияние оказали песни Галича. Именно ведь песни, а не тексты. У меня были друзья – страстные поклонники Галича, поклонники именно на уровне ощущений. Моя подруга говорила, что «его песни попадают прямо в желудок и усваиваются непосредственно». Что-то от этимологии так и просится сюда, и даже из….не надо об этом, никому не интересно. Еще она придумала, что перед важным делом надо прослушать в исполнении Галича (то есть его вариант текста) «Прощание славянки».
А фраза про засохшее яблоко так впечатлила одного парня из нашей компании, что он подсушил яблоко к вечеринке, посвященной Галичу. Сушил в кухне, подвесив в углу целиком, на веревочке, привязанной к остатку веточки, и получилось действительно такое, как ощущалось по тексту. Идея банкета с блюдами из произведений автора была применена много лет спустя на мероприятиях, посвященных Агате Кристи. Наверное, лучшие специалисты трудились над программой. А мы придумали на волне любви к Галичу. Сейчас молодежь ест под рэп и самые приятные вкусовые ощущения связываются с рэпом. И кстати. Рэпер Василенко/Ноггано/Баста исполнял «Марш мародеров» и «Облака». Значит, тексты и мелодии актуальны, как ни странно, и достаточно универсальны. Честно говоря, мне не понравилось, но я за любимого поэта очень порадовалась. Ведь столько лет прошло.
Страстные поклонники Галича есть и сейчас, в городе Сергиев-Посад ежегодно проводятся фестивали памяти Галича, что просто удивительно, учитывая минимум упоминаний о нем (даже упоминаний) в СМИ. Но поклонники есть, среди них- преподаватели музыки и литературы и они прививают ученикам любовь к Галичу, и успешно. Цитированная мною выше преподаватель музыки из Новочеркасска пользуется любой возможностью, чтобы напомнить детям о Галиче. Например, рассказывая про Баха, цитирует его стихи
Cлушая Баха
Александр Галич
М. Растроповичу
На стене прозвенела гитара,
Зацвели на обоях цветы.
Одиночество Божьего дара –
Как прекрасно
И горестно ты!
Есть ли в мире волшебней
Чем это (Всей докуке земной вопреки) –
Одиночество звука и цвета,
И паденья последней строки?
Отправляется небыль в дорогу
И становится былью потом.
Кто же смеет указывать Богу
И заведовать Божьим путем?!
Но к словам, ограненным строкою,
Но к холсту, превращенному в дым, –
Так легко прикоснуться рукою,
И соблазн этот так нестерпим!
И не знают вельможные каты,
Что не всякая близость близка,
И что в храм ре-минорной токкаты
Недействительны их пропуска!
http://ruspoeti.ru/aut/galich/16169/
А потом рассказывает о самой ре-минорной токкате.
Мария рассказывает о восприятии творчества Галича ее учениками:
«Дети воспринимают Галича по-разному. Но чем старше и умнее, тем с большим интересом. А после того, как наша девочка получила Гран-при на городском фестивале за исполнение "Русских плачей": сначала её одноклассники. а потом и другие просили почитать стихи Галича. Пока мы готовили с нею стих, я ей всю биографию Галича рассказала, детально. Так что она, практически, лично с ним познакомилась. Поэтому и прозвучало стихотворение так проникновенно, что в зале плакали. И музыка подошла (Я использовала фонограмму к песне "Россия" Игоря Талькова) Смонтировала её под стих, колокола были, как нельзя, кстати. Да и девочка сама настолько прониклась - читала, а у неё слёзы на глазах.
У меня сохранилась запись выступления Аллы Бовкун (так зовут девочку) только на школьном концерте, когда работа над стихотворением была уже на завершающей стадии.
https://vk.com/video41668879_456239017
К сожалению - запись очень некачественная. А вот выступления на городском конкурсе у меня нет. Действительно обидно.»
И Мария высказала соображение о том, что сейчас ценность Галича в том, что он вызывает интерес к другим представителям культуры. Нам Галич помогал добиваться нужного, справляться с трудностями. И дети мои слушают «Прощание славянки» перед ответственным делом.
А то, что Галич определен как беспощадный и не всегда даже справедливый критик советской власти (В СССР было много хорошего, правил гениальный Сталин), с моей точки зрения не определяет его место в культуре. Да, это есть, но это очень малая часть его творчества, которое всепроникающе, а не ограничено кухней, троллейбусом или даже двором, где «забивали козла». Эти ощущения и чувства, которые прорываются сквозь время, и слова «уж так ли безумно намерение увидеться в жизни земной» для меня не менее сильны, чем «я помню чудное мгновенье». А вообще «в мире все относительно»…
дизайнер @konti
договор с авторами
(переходим по ссылке)
Концепция сообщества vox.mens
(переходим по ссылке)
наши инвесторы
(переходим по ссылке)
договор с инвесторами
(переходим по ссылке)
Общий чат сообщества: https://t.me/vox_mens