Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

[Поэтическая мастерская] Говорить в рифму - это ещё не поэзия...До стихов надо дожить

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя
Поэтическая мастерская.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как рождаются стихи. Что такое поэзия?
Некоторые считают, что поэзия - это прежде всего - рифма.

Я с детства говорила в рифму, но никогда не считала себя поэтом - скорее "рифмоплётом"!

Мы знаем, что только слова, которые рождаются в сердце, а не в голове, способны войти в другие сердца.

Сегодня я пишу о том, почему ко мне приходят стихи:

Предчувствую стихи...

Ольга Заря

Глаза отвести не пробуешь,
Напрасны попытки эти.
Два серых твоих воробушка
Попали в чужие сети.
Любовь не измерить метрами,
Настоян изюм в отраве.
И тёплые руки - щедрые
Ты спрятать уже не вправе.
Не втягивай губы узкие,
Они под прицелом где-то,
Улыбкой моей стоустою
Обласканы и согреты.
Я свой календарь сменила…и
Отправилась к солнцу греться,
Сверкает душа чернилами,
Словами - наполнив сердце.
Его не прикроешь блузкою,
Давно поменялся почерк.

Я горлом - стихи предчувствую,
Они мне весну пророчат…


Посмотрим, какую формулировку поэзии и стихам предлагают нам литературоведы:

Поэзия - это (греч. «творчество») искусство изображать в слове прекрасное

Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.
"Поэзия и проза"

Переносное значение
Изящество и красота чего-н., возбуждающие чувство очарования.

Рассмотрим теперь, что же такое стихи?

Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

Художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»)
.

Играет ли роль возраст, чтобы рождались свежие красивые и необычные строки?

Вот, что пишет Андрей Дементьев:

В мои года стихи уже не пишут.
Но Гете был постарше, а писал.
И потому я в лодыри не вышел.
У Музы я пожизненный вассал
.

Видимо, он считает всё же. что стихи - это прерогатива молодых.

Есть поэты, которые считают иначе. Трудно не согласиться со словами и мыслями Р.М. Рильке, которые я нашла в статье Варлама Шаламова в интернете:

Стихиэто опыт, душевный опыт. Совершенно несерьезно говорить – поэзия всегда была делом молодости Напротив, поэзия всегда была делом седых, делом людей большого душевного опыта. Действительно, есть такое выражение «поэзия молодости» Но для того, чтобы описать, выразить это чувство, необходима душевная зрелость, огромный душевный опыт, личный опыт.

Вот почему, отвечая на болтовню Антокольского на сей предмет, я и написал «Поэзия – дело седых».

Вопрос опыта – вопрос сложный.

Вот мнение Р.М.Рильке.

Стихи... Если их писать постоянно, выходят такими незначительными. Следовало бы не торопиться писать их, и всю жизнь – и по возможности долгую жизнь – накапливать для них содержание и сладость, и тогда, к концу жизни, может быть, и удалось бы написать строчек десять порядочных. Потому что стихи вовсе не чувства, как думают люди (чувства достаточно рано проявляются у человека), они – опыт. Чтобы написать хоть одну строчку стихов, нужно перевидать массу городов, людей и вещей, нужно знать животных, чувствовать, как летают птицы, слышать движение мелких цветочков, распускающихся по утрам... Нужно уметь снова мечтать о дорогах неведомых, вспоминать встречи нежданные и прощания, задолго предвиденные, воскрешать в памяти дни детства, еще не разгаданного,
...И все-таки мало еще одних воспоминаний нужно уметь забыть их и с безграничным терпением выжидать, когда они начнут снова всплывать. Потому что нужны не сами воспоминания Лишь тогда, когда они претворятся внутри нас в плоть, взор, жест и станут безымянными, когда их нельзя будет отделить от нас самих, Только тогда может выбраться такой исключительный час, когда какое-нибудь из них перельется в стихотворение. А мои стихи все возникли иначе, и, следовательно, их нельзя назвать стихами
».

Источник здесь

Прочитав всё это, мы понимаем, что мало просто срифмовать слова, тем более, что поиск рифм сегодня упрощён. Не нужно. как Маяковский, искать их ночами, вышагивая по квартире и отбивая ритм ногами. Достаточно вбить в поисковик слово и подобрать к нему любую рифму на вкус Но будут ли это стихи?
Однажды мой друг - поэт Игорь Литвиненко - написал так:

В себе самом я, словно лишний.
Здесь, перешёптывая сыть,
Стихотворения не пишут -
До них пытаются дожить
...

И здесь, скорее всего, играет роль не возраст, а тот священный миг рождения строк, до которых смогла дожить наша душа.
И всё же стихи пишут нас или мы их?
Мне кажется, что это процесс взаимный. Стихи приходят сверху и начинают писать нашей душой. Мы называем это вдохновением. Поэты- не ремесленники, а творцы - пишут только лишь, когда их посещает Муза, даря вдохновение. А дальше уже наша задача - писать их, работать с ними, гравировать мысли своими чувствами и украшать поэтическими приёмами.

Приведу мудрые мысли великих мира сего:

"Прежде, чем экспериментировать, нужно освоить технику старых мастеров" - Сальвадор Дали

"Произведение совершенно не тогда, когда уже нечего добавить, а когда уже нечего убрать" - Исаак Бабел

Мне на глаза однажды попалась переписка женщины-поэта на форуме. Её ник - Стеклянная Галка.

Вот её мнение по поводу создания стихотворений:

"Первое, что я пообещала этим лентяям, называющим себя стихами, и от нечего делать лезущим мне в голову, что легко им не будет. Конечно, в реальной жизни очень тяжело следовать теории. Хотя возникает-то теория не на пустом месте -а как результат обобщения опыта.
Я думаю, что самое главное - чтобы было о чем писать, было чем поделиться, а когда это есть - нужно уметь донести до читателя свои мысли/чувства/идеи. Наверное, когда человек пишущий может создать что-то интересное как по форме, так и по содержанию, его понимают, он может дать читателю что-то новое, заставить задуматься или пережить что-то - тогда он становится писателем
.

Тем, кто наотрез отказывается работать над стихами, не принимает ничью критику в адрес своих произведений, аргументируя это тем что "я так чувствую", хочется всё же ответить: "Новорожденные стихи, как и дети, нуждаются в том, чтобы их расчесали, умыли, одели. Разве вы выпустите на люди неумытого и непричёсанного ребёнка"?

Немного попытаюсь обобщить, цитируя всю ту же Стеклянную Галку. Думаю, что это очень поможет всем начинающим поэтам.

Так уж случилось, что нас с вами связывает одна общая беда - мы пишем стихи. Пишем? Ну.. не знаю, как кто, а я их не пишу. Они пишут меня. И делают это публично, и порою с особой жестокостью, уже целых 2 года. Я даже до сих пор храню свое первое стихотворение - в назидание, так сказать - вот что бывает с людьми, которые вовремя не выдергивают ростки баобабов.
Итак, месяца два спустя после первого стихотворения, я поняла, что борьба бесполезна. Когда безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить, решила я и, вооружившись руководствами по стихосложению, начала изучать теорию. У меня неплохое, но не гуманитарное образование. Я штудировала статьи, как в свое время изучала Капитал. Именно тогда я и пообещала себе, что если я выживу в этой борьбе , то постараюсь объяснить это все человеческим языком - доступным простому ядерному физику или оператору машинного доения.

В первую очередь я взялась за рифму - тогда, наивная, я думала, что это главное. (Хотя это совсем не так, но с них я начала работу)..

  • Глагольная рифма...
    Кто не слышал этого страшного обвинения? Мне стоило немалого труда понять, почему нельзя рифмовать глаголы. Они так славно рифмуются... Но - приняв на веру, я стала изгонять их из текстов, как соседских кур с моей клумбы. Тексты кривились, но терпели. Вскоре они привыкли и уже не подсовывали мне глагольные рифмы.
    Глагольные рифмы - это рифмовка окончаний глаголов:
  • брать - играть - карать,
    причем эти еще ничего - у них, как видите, рифмуется еще и «р». Хуже с такими рифмами
  • спать - начинать - горевать.
    Кстати, есть и некоторые существительные, которые можно отнести к «как бы глагольным» рифмам - что-то типа - представление -повторение - изменение, и иже с ними...
    • ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ были отброшены. Вместе с ними были отброшены
    • ИЗБИТЫЕ РИФМЫ, заикающиеся, как заезженная пластинка, типа «кровь-любовь» и «розы-морозы." Что же осталось? Пришлось
    • РИФМОВАТЬ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - насильственным образом.
    Как же верещали мои тексты! Как злорадно я штудировала помощник поэта и программку «Ай да Пушкин» в поисках ну хоть какой-то рифмы к этому чертовому глаголу... Штудируя, я натыкалась на следы чьих-то попыток зарифмовать пароход и теплоход, самолет и вертолет... Что-то мешало мне в них. Наконец меня осенило - они же одинаковые, и говорят почти об одном и том же. И я решила
    • НЕ РИФМОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Тексты ответили залпом новых рифм и
    • СБОЯМИ РИТМА. И наступил период палочек и черточек. Я рисовала схемы размеров, ставя восклицательный знак на месте ударного слога и минус на месте безударного. Схем было не так уж много, они состояли из повторяющихся комбинаций. Я даже изучала названия размеров - но здесь, помня свое обещание, я не буду об этом. Для желающих - откройте стихирную статью о размерах, возьмите примеры оттуда и постарайтесь построить
    • РАЗМЕРНЫЕ СХЕМЫ... Итак, ритмы хромали, и я было совсем отчаялась, но - русский язык - великая вещь! В нем такое количество ВОТов, УЖей, ТАКов и прочей нечисти, что тексты немедленно стали заполнять ими освободившееся пространство. Ну, змей я люблю. А вот прочую нечисть - извините. Я стала вымарывать их из текстов, слово за словом, и смотреть - а что они, собственно, тут делали? В 3 случаях из 4 приговор был - бессрочная ссылка. Дальше - больше. Я поняла, что бывают не только вводные слова-паразиты. Целые строки тихой сапой влезали в тексты и будучи удаленными не вызывали ничьего сожаления. У меня появилась тяжелая артиллерия -
    • НИ ОДНОГО СЛОВА БЕЗ НАГРУЗКИ. Легко говорить, теперь... Тогда - на попе у меня была большая мозоль, а в голове кишели обрывки строк. Знаете , как это бывает? Решил, что должно быть в строке.. И крутишь, крутишь, крутишь... меняешь слова местами... СТОП! Как это - местами? Когда мы говорим прозой, то
    • ПОРЯДОК СЛОВ зависит от того, что мы хотим сказать, а не от того, что с чем рифмуется... Значит... (тексты пригнули головы) - долой вольность изложения, ура - строгому порядку. Надо сказать, что это открыло мне еще один аспект глагольных рифм. Они плохи, потому что, как правило, мы не говорим предложениями с глаголами в конце! А значит, рифма там плоха не сама по себе, а за счет неправильного построения предложения. Следующим открытием, последовавшим уже почти в зрелом стихирном возрасте, было, что «детей-зверей» не является рифмой. Ну, в каком-то понимании они, конечно, похожи... но не очень. И загвоздка вот в чем -
    • НЕ ДОСТАТОЧНО ЗАРИФМОВАТЬ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИИ - надо чтоб рифмовался хотя бы один звук перед ним.
    • ХОРОШО РИФМУЮТСЯ ПОХОЖИЕ ЗВУКИ - *парные - б-п , д-т , к-г, ж-ш, з-с. Звонкие лучше рифмуются со звонкими, глухие с глухими. Мягкие можно рифмовать с теми же самыми твердыми. И опять, одновременно с этим открытием, я поняла, что
    • МОЖНО ЗАРИФМОВАТЬ ВООБЩЕ НЕ ОДИНАКОВО ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ СЛОВА , и это все равно будет рифма! Главное, чтоб ударный слог, включая согласную был зарифмован, а окончание - достаточно, чтоб было созвучным. Например: «прямой - ярмо», «рая - желаю» и на худой конец - «куста- привстать».
    Итак -рифмы были отобраны со всей строгостью, каждое слово сгибалось под тяжестью привносимого им смысла, шаг влево, шаг вправо для них считался побегом - я готова была вздохнуть свободно... И тут у текстов появилось новое оружие. Предполагалось, что
    • ТЕКСТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СМЫСЛ. Приторные вздохи ( я так «чуйствую» и пишу что «чуйствую» , а мысль - это для научных трактатов ) меня никогда не прельщали. Так вот - тексты стали менять смысл. Чуть не доглядишь - и идея всего стихотворения меняется, как погода в феврале. И будьте уверены -
    • ЕСЛИ ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТО ДВОЯКО - ОНО БУДЕТ ПОНЯТО НЕПРАВИЛЬНО. *И начались мучения со смысловой частью. Как дом строится из кирпичей, так стихотворение строится из слов. Какие кирпичи - такой и дом. Если мы строим здание тюрьмы, а используем розовую облицовочную плитку с бантиками - вряд ли кто-то поймет, что именно мы строим. Значит - подбор слов в стихотворении - немаловажная деталь для восприятия. Здесь играют роль
    • АССОЦИАЦИИ- эпитеты несут вкус, запах, цвет, осязание к читателю. Например, вы пишете о доме, о теплом утре в светлой комнате, и даете солнечному пятну на подоконнике эпитет - пшеничное. Не желтое. А именно - пшеничное. У вас нет места поговорить о свежем хлебе - стихотворение растянется до бесконечности, а
    • КРАТКОСТЬ, как известно, - СЕСТРА ТАЛАНТА. Но этим словом, вы уже послали читателю сообщение - свежий пшеничный хлеб там тоже был. И он это услышал, можете не сомневаться. Тексты уже не очень сопротивлялись, и я с удивлением обнаруживала этот самый
    • СКРЫТЫЙ СМЫСЛ уже после того, как слово попадало в текст. Еще одним камнем преткновения стали
    • НАЧАЛА И КОНЦОВКИ. Как начать стихотворение так, чтоб его дочитали хоть до средины? Ждать озарения на первой строке. И уж совсем никак не допустимо разочаровывать читателя на последней - он обидится и больше не придет. Следующим тяжелым испытанием было

    • САМОДОВОЛЬСТВО. Я писала - хорошо (как мне казалось). И стала читать свои тексты вслух. И тут я обнаружила вдруг, что прочесть их вслух не могу - хотя заикаюсь, только когда сильно волнуюсь. Все было просто - они были
    • НЕ БЛАГОЗВУЧНЫ - тяжелые сочетания звуков вроде : « корм смрадный» и подобные им превращали тексты в заик, и стали безжалостно изгоняться. Я срывала голос, читая вслух в машине, на меня оглядывались люди в магазинах, но я упорно декламировала вслух. Когда и на этом фронте наступило затишье, я поняла, что у меня не осталось полей боя(не путать с play boy)... Количество текстов приближалось к 500, темы были все востребованы, при словах «крылья -лопатки» начинался приступ тошноты... И я поняла, что мои личные переживания, наполняющие тексты, мало кому интересны. И стала сочинять. Ну, нельзя сказать, что чтоб меня в текстах стало после этого меньше. Мне просто стало
    • ИНТЕРЕСНЕЕ, а значит и читателю. И - самое главное - текстов стало меньше! Значительно меньше. А это - уже итог.

Источник здесь

Андрей Вознесенский писал, что стихи не придумывают, они случаются... Но, если с нами это случилось, мы должны подготовить всё: скальпель, золотой таз с водой, расчёску, ножницы, чистые полотенца и распашонки для своего поэтического ребёнка. Думаю, что сегодняшний пост подскажет многим из нас, с чего нужно начинать работу со стихами, которые у нас случаются.
Я и себя отношу к начинающим авторам, поэтому собираю здесь для вас тот материал, который помогает и мне самой в моём поэтическом становлении.
С чем-то я согласна полностью, с чем-то нет... Но важно не то, что думаю обо всём этом я, важно, что об этом думаете вы...Мне просто жаль, что раньше я не читала Тима Скоренко, не попались мне на глаза и эти статьи - думаю, что моя поэзия выиграла бы, если бы я вовремя оттолкнувшись от земли, сумела вернуться на неё с неба, чтобы не улететь слишком далеко...

На всякий случай даю ссылку на сайт Тима Скоренко. Тем, кто пишет стихи, это будет самым лучшим подспорьем:

Он здесь

Я начинала свой пост со своего стихотворения о предчувствии стихов, а завершить хочу стихотворением об ответственности за свои стихи:

Я в ответе за него...

Ольга Заря

Стихи рождаются случайно,
Они спешат на божий свет.
Отходят воды – это тайна,
За ними - сразу строки вслед.
Я просто "мамочка" – всего лишь,
И мне не страшен холод зим,
Когда приходит в мир детёныш-
Мой светлокрылый серафим.
Такой беспечный, беззаботный,
Смешной курносый сорванец.
Дитя любви - солнцеворота,
Впитавший нежность двух сердец.
Потешно хлопает в ладоши
Моё земное божество.

Я верю в то, что он хороший.
И я в ответе за него.


Спасибо за внимание. Лёгкого всем пера и вдохновения!

До новых встреч в Поэтической мастерской!

Берегите себя и друг друга.

(Картинки из фонда интернета)

Ваша Ольга Заря, @zaria


Воспользуйтесь платформой Pokupo.ru для монетизации творчества. Без абонентской платы и скрытых платежей, взимается только комиссия с оборота. При обороте до 30 тысяч рублей можете работать вообще без комиссии.
С Pokupo начинать бизнес легко!
По всем вопросам - к @ivelon. Или в телеграм-чат сообщества Pokupo.


дизайнеры @konti и @orezaku

5
224.535 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые