Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

[Поэтическая мастерская] Художественные тропы в поэзии Ольги Заря


С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

Настало время поговорить о художественных тропах в поэзии, опираясь на моё стихотворчество.
Мне часто одни говорят об этих тропах с восхищением, другие с возмущением. Видимо, считают, что я прячу свои истинные чувства в словах и образах. Один друг-поэт сказал мне с улыбкой, что всегда ждёт финальных строк в моих стихах - там что-то должно произойти в конце стихотворения: то ли небо упадёт на голову, то ли его обожжёт пламя моего действующего вулкана. Это он имел в виду мою метафоричность!

Моя дочь тоже мне сказала, что раньше я проще писала и ей было всё понятно, а сейчас она может только считывать моё настроение, которое дарит ей особую поэтическую музыку, а вот остальное -смысловое - нужно расшифровывать, додумывать самой. А для этого нужно время и как минимум - развитая интуиция и поэтическая фантазия. Да, сложно понять что зашифровано в моих строках, т.к я никогда до конца не раскрываю свой замысел. Моя задача подвести читателя к перекрёстку, а дальше он сам должен выбрать дорогу, по которой (по его мнению) дальше пойдёт моя лирическая героиня.

А вот как отозвался о моём творчестве Андрей Кроссовский - писатель с Нижнего Новгорода:
"Стихотворения Ольги Зари для меня - это некая сильная и очень красивая романтичная музыка, облечённая глубоким смыслом мудрости слов. Ольга - это соловей современной поэзии, которого слушать (читать) никогда не устаёшь. Мало того, я считаю, что Ольга не только мудрый соловей в поэзии, но и доктор, врач. Она своими стихами лечит наши души, души своих читателей.Стоит окунуться в произведения Ольги Зари, побыть в её "стране" 5 - 10 минут,посетить там поля, леса и реки,прогуляться по морю под парусом на яхте или хотя бы посидеть дома у камина, когда по крыше стучит дождь и тогда вдруг настроение улучшается, и даже чувствуешь, что собственное лицо из "проквашенного" превращается в просветлённое. А почему? А потому что ЛЮБОВЬ имеет лечебные свойства, а любви в стихах (поэзах) Ольги Зари предостаточно".

Мне так думается, что "просветлённым" лицо Андрея становится от предчувствия чего-то недосказанного в строках. И это уже работа не "искусственных мозгов", а чуткой и отзывчивой души. Надо не только видеть, но и всматриваться. Не только слышать, но и вслушиваться. Читать междустрочье - это прерогатива зоркого сердца...Но это дано не каждому.

Так что же такое "тропы" и с чем их едят в поэзии?
В переводе с греческого " троп " - это«оборот». Обратимся к словарю С.И. Ожегова :
"Троп – это слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении". Следовательно, мы имеем дело с переносом значений понятий с одних слов на другие. А, если чуть подробней - троп представляет собой слово (или целое выражение), употребленное автором в переносном, иносказательном смысле. Благодаря употреблению троп, автор дает описываемому предмету или процессу яркую характеристику, которая вызывает у читателя определенные ассоциации и, как следствие, более острую эмоциональную реакцию.

Тропы делятся на несколько типов в зависимости от того, на основе какого именно смыслового оттенка слово или выражение было употреблено в переносном смысле: метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха. Так же украшают поэзию такие поэтические приёмы, как гипербола, ирония, противопоставление (антитеза), усиление (градация), сравнение, литота, инверсия итд.

Давайте вместе с вами попытаемся найти тропы в моих стихах (для примера).
Моё стихотворение "В неволе - дышу свободой"
"Ищет ветер свечу – а её в парафин смололи". (Неодушевлённый ветер ищет свечу, как это могут делать только одушевлённые предметы).

Олицетворение — выразительный прием, при использовании которого автор последовательно переносит на неодушевленный предмет несколько признаков одушевленных объектов. Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.
Тропы в литературе – это не только яркий и красочный образ, он может быть также совершенно неожиданным и далеко не всегда понятным. Подобным примером может служить такой вид тропа, как метафора (греч. - "перенесение").
Метафора - это выразительное средство, один из наиболее распространенных тропов, когда на основе сходства того или иного признака двух разных объектов, свойство присущее одному предмету присваивается другому. Чаще всего при использовании метафоры авторы для выделения того или иного свойства неодушевленного предмета используют слова, прямое значение которых служит для описания черт одушевленных объектов, и наоборот, раскрывая свойства одушевленного объекта, используют слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов.
"Ухожу из вчера – с озорным залихватским свистом, Доплыву до утрА – по забытым строкАм волнистым".
Уходить с залихватским свистом из "вчера" - это не что иное, как ирония — сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.
"Доплыть по строкам волнистым" - это метафора, которая даёт возможность перенести автора в бушующий океан строк. Читатель, очевидно догадался, что это выражение обозначает - завершить стихотворение к утру, перестрадать, найти утешение в чём-то ином.

В том же моём стихотворении:
"Я слепая, как дождь – оступаясь, слетаю с крыши".
"Слепая, как дождь" - сравнение как художественный троп подразумевает наличие сопоставления двух либо нескольких объектов (явлений с целью прояснения одного из них через свойства другого).
"Говорят, что растёшь – коль паденья даруют свыше". Здесь я (автор) беру за основу более субъективные переживания, свойственные далеко не каждому сознанию, поэтому метафора выглядит достаточно неожиданно. Мои "падения" с крыши - это всего лишь мои ошибки, на которых я учусь. Говорят же, что не так страшно упасть, как страшно не подняться.
"Все дороги ведут – в небеса, к облакам поблёклым".
С одной стороны - это гипербола, с другой - это закономерно, что все наши странички жизни завершаются - вечностью, которую мы ассоциируем с небесами. При использовании гиперболы я (автор) описываю предмет или действие так, чтобы какое-либо их качество было сильно преувеличено. Употребление этого выразительного средства позволяет произвести особенно сильное впечатление на читателя. Обратная гиперболе литота — преуменьшение, при ее использовании автор, напротив, подчеркивает незначительность чего-то или кого-то.

В моём самом свежем стихотворении "Живи":
"Ты мой охотник. Я твоя " борзая",
Когда бегу на аромат любви.
Когда в холодной будке замерзая,
Шепчу молитву: "Миленький, живи"...

Здесь и сравнение, и литота, когда героиня ощущает себя в любовной истории всего лишь "борзой собакой", бегущей на аромат любви. Почему "борзой"? Да потому что мы знаем, что это преданная собака, сопровождающая людей с древности. Она удивительно красива, умна, вынослива, быстра. У неё превосходный характер. И ещё именно эта порода для безружейной охоты. Во многих своих стихах я прошу лирического героя, чтобы он не убивал любовь. Вот и собака подобрана не случайно - для безружейной охоты. Все мужчины по своей природе - охотники. А женщины готовы преданно любить и дарить им счастье и красоту, охранять очаг.

"В солнце - вкрученный жгут - чтоб заря не текла по стёклам" - это тоже метафора, которая помогает представить солнце - золотым сосудом, из которого по утрам вытекает заря.
Стихотворение "Я с тобой говорила ночью"
"Растянули по лесу крону,
На дрова распилили ствол.
Вместо дерева – пень зелёный,
Словно улик для диких пчёл".

Здесь я использую сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. Где неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным. Часто в поэзии используется такой прием как отрицательное сравнение или же противопоставление. В нашем примере в своих стихах я сравниваю себя с деревом, которое ещё вчера было красивым и зелёным. Вчерашнему дереву противопоставляется - пень - улик для диких пчёл.

Противопоставление — выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
Надо сказать, что во всей моей поэзии сплошь и рядом - аллегории.
Аллегорию можно назвать развернутой метафорой. Если при использовании метафоры признак предмета раскрывается при помощи одного, максимально выразительного слова, то аллегория может быть употреблена в виде одного предложения или даже их группы. Это выразительное средство имеет более громоздкую конструкцию, зато позволяет более полно раскрыть интересующую автора черту предмета или процесса.

Если посмотреть на стихотворение, в котором я себя ощущаю деревом, то там не обошлось единичной метафорой. Здесь целый процесс зашифрован в строках
Вначале я просто вспоминаю о том, что ещё вчера ощущала себя зелёным цветущим деревом, а сегодня несчастным обрубком-пнём, а дальше продолжаю тему:

Я с тобой говорила ночью,
Прижимаясь к щеке щекой:
Разве, миленький, ты захочешь
Оставаться всегда с такой?
Чьи-то песни звенят повсюду,
Только снизу не слышно мне.
«Не могу, не хочу, не буду» -
Вырезай на упрямом пне.
Может, я о тебе не вспомню…
Только с памятью чуть сложней.
Всё срубили – остались корни,
Чтобы я не рассталась с ней…

Дальше от имени "пня" веду диалог с лирическим героем: сможет ли он любить человека, у которого не просто раненый ствол, а его распилили на дрова и растянули по лесу крону. Героиня и рада бы забыть своего любимого, но под пнём остались живые корни - это память, с которой никогда она не сможет расстаться.

Ещё остался троп, который я хочу рассмотреть с вами - это Синекдоха. Она является разновидностью метонимии.
(Напомню, что при использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.)
Суть синекдохи заключается в замене множественного числа явления или понятия единственным. Также синекдоха подразумевает употребление образа по типу «часть вместо целого».
Так я часто использую слово "парус" вместо всего судна, волну вместо моря или океана, слово "очаг" вместо слова дом, слово "рифма" - вместо стихотворение. Причём Парус у меня ассоциируется с любимым человеком, волна с моей страстной любовью, волнорез - это та часть жизни, о которую разбивается моя волна.

Рифма у меня - это тот человек, с которым я хотела бы срифмовать свою судьбу.
Вот одно из стихотворений , в котором я пишу именно об этом при помощи известных уже нам троп:
Мы умеем с тобой дружить, не включая земное рвение,
Недоступные рубежи — в нашем общем стихотворении.
Срифмовали свои сердца, стихотворный ритм не нарушили,
Мы не пили воду с лица, мы с тобою общались душами!
Светлячки освещали путь – в глубину основ бескорыстия,
Наполнялась надеждой грудь – родниковой водою чистою!
Нам в душе ни к чему бои – эти схватки, набеги наглые…
Ведь друг друга мы берегли - очень трепетно, словно ангелы.
Навсегда мы с тобой вдвоём, в нас живёт тепло и смирение...
Не поделим, не разорвём – наше лучшее стихотворение!

На этом я завершаю сегодняшнее занятие, которое поможет, возможно, моим дорогим друзьям-читателям глубже занырнуть в мою душу. Я никогда и никому не объясняю смысловую сущность своих стихов. Читатель имеет полное право не понимать, а автор - имеет право не разъяснять. Картину каждый видит по-своему. И будет неправильно, если кто-то кому-то станет навязывать своё видение.
Леонардо да Винчи сказал:
Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
До новых встреч!
Рада вашим откликам!
Ваша Заря


дизайнеры @konti и @orezaku ( @digatal-designe )

 Воспользуйтесь платформой Pokupo.ru для монетизации творчества. Без абонентской платы и скрытых платежей, взимается только комиссия с оборота. При обороте до 30 тысяч рублей можете работать вообще без комиссии. 
С Pokupo начинать бизнес легко! 
По всем вопросам - к @ivelon. Или в телеграм-чат сообщества Pokupo. 

0
401.358 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые