[Поэтическая мастерская] Поэтический дар перевоплощения. Эмпатия.
автор - @zaria
Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.
Я продолжаю знакомить вас со своим творчеством и небольшими секретами поэтического мастерства.
Сегодня мы поговорим с вами на примерах моего творчества о приёме поэтического перевоплощения, рассмотрим с вами такое понятие как эмпатия, об искусстве вхождения в какой-либо новый образ, преображения в кого-нибудь или во что-нибудь.
Что такое перевоплощение?
Подбираем вместе слова-синонимы, близкие по значению этому слову: преображение, воплощение,трансформация, превращение, переход, перерождение, перерастание, метаморфоза итд. Среди слов близких по значению есть и перерождение - это уже о переселении душ, нам, думаю, это не пригодится.
Перевоплощение - под этим словом понимают убедительное вхождение в какой-либо новый образ, преображение в кого-нибудь или во что-нибудь.
Есть ещё близкие понятия: имитация, подражание.
Имитация – это только внешнее подражание – походке, жестам, интонациям голоса и т.п.
Перевоплощение - это не только внешнее, но и внутреннее подражание, внутреннее вживание, которое называют "вчувствованием", "впрыгиванием", или эмпатией.
Рассмотрим этимологию слова эмпатия.
Эмпа́тия - (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.Предлагаю ознакомиться с видео, чтобы ясно понимать, о чём дальше пойдёт речь.
Это интересно, потому что эмпатию называют шестым чувством. Шестое чувство — разговорное название любого чувства человека или животного, помимо пяти «основных»: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
А здесь видео, после просмотра которого вы сможете убедиться в том: эмпат вы или нет? Лично я убедилась в этом на все 100 %
Итак, эмпат — это тот, кто чувствует эмоции и чувства других
Мы знаем, что артист на сцене перевоплощается в героя спектакля - это сценическое перевоплощение.
Кстати, первобытный человек в ритуальных и магических обрядах, плясках мог искусно подражать животным, на которых охотился. Ученые видят здесь истоки театра и сценического перевоплощения. Дети в ролевых играх перевоплощаются в дочку-маму, в учителя, в животных, вживаясь в их образы, что говорит о наличии элементов перевоплощения. В обычном общении люди бессознательно (а иногда и сознательно) «подстраиваются» под собеседника, как бы ставят себя на его место, невольно подражая его интонациям, жестам и т.п.
Дар перевоплощения уместен и для поэта.
Огромное значение для развития перевоплощения имеет врождённая поэтическая фантазия. Сюда относится наклонность выдумывать ситуации, вживаясь в образы своих героев.
Однажды у моего друга-поэта спросили: в чём секрет вот такой правдивости ваших стихотворений, почему им веришь? На что он ответил, что, если он пишет о ветре, то становится на время ветром, если пишет о волне, то становится ею, если пишет о чашке, которая разбилась, то в это время он сам ощущает боль этой чашки. Как вы поняли после просмотра видео, мой друг - сильный эмпат.
Работая много лет в школе преподавателем, я тоже учила своих учащихся эмпатии. Темы сочинений придумывала сама. Так вместо общепринятой темы: "Что воспевает Тургенев в образе Герасима?" я предлагала написать: "О чём думала Муму в последние минуты жизни?" Мне хотелось научить учащихся перевоплощению, вхождению в образ, прочувствованию и сопереживанию. Для того, чтобы научить этому детей, я должна быть эмпатом.
Об этом судить вам - моим читателям
Давайте, перейдём в мой читальный зал, я познакомлю вас с некоторыми примерами перевоплощения и эмпатии в своём творчестве.
УЛИТКИ
Здесь я перевоплощаюсь в улитку, которая боится зимней спячки...она не сможет уснуть, думая о своём друге-улитке!
Брожу по полю - робкая босая,
Ищу тебя, который всех дороже.
Мы, как улитки, рожками касаясь,
Друг друга в гости пригласить не можем.
Мой дом давно на горизонте сплюснут,
Его таскаю за собой по лугу,
Вскипает жизнь, переходя в искусство,
Разносит ноты свежие по кругу.
Как необычно пахнет это лето.
Как непривычно в гуще солнцепёка.
Вдыхая грудью аромат запрета,
Я выдыхаю нежность одиноко.
Во мне всё та же - детская горячка,
Ещё вскипаю - с полуоборота.
Боюсь зимы, к чему такая спячка,
Чтоб дни и ночи вспоминать кого-то...
Сломался домик у моей улитки,
Ползёт одна - в своём костюме "ню",
И напевает: "Щепки, перья, нитки -
Я соберу и домик починю...
Слабеет сердце и уходит сила,
Давно держусь за воздух - кое-как.
Прости, что голос твой забыть - забыла.
И я прощу твоё: "Да будет так"...
Здесь хочу перевлотиться в пулю, чтобы свершился любовный выстрел:
У Амура стрела не та...
И у лИса беда с хвостом.
Может, пулей на время стать
В нашем "выстреле холостом".
Здесь я методом эмпатии передаю боль своих стихов, которые лежат на плахе:
Вязанки дров рассыпались и сгнили.
Огонь в печи сверкает в полудрёме.
Не будет шума и не будет пыли
Ни на луне, ни где-то на соломе...
Мои стихи давно лежат на плахе,
Навис топор над вольностью строптивой.
Рассвет в кровавой огненной рубахе
Тревожит душу музыкой тоскливой.
А здесь у меня оживают слова, когда двое не могут простить, молчат - слова целуются:
Ты - глубина, а я всего лишь пена
И на волне держусь едва-едва...
Когда молчим с тобой одновременно,
Наверное, целуются слова...
А здесь о душе, у влюблённых она одна на двоих. У меня в строках она расцветает как василёк:
Мы ощущаем взмахи крыльев,
И грусть, и боль, и эпатаж...
Цветок мы вместе прорастили,
А, значит, он сегодня - наш...
Но лепестки, дыханьем грея,
Храни любовь от чёрных глаз.
Наш василёк - в оранжерее
Не расцветает напоказ...
я вместе с героями перевоплощаюсь в проталинку, она у меня оживает, т.к в ней - мои живые чувства и чаяния:
ПРОТАЛИНКА
Земля под небом. Горизонт – невинность.
Полоска льда не привлекает взгляд.
Вздохнуло солнце ,что-то приоткрылось,
И с двух сторон – глаза в глаза глядят.
В свою воронку выдыхая нежность,
Умело, страсть свою разгорячив.
Они летят куда-то - в неизбежность,
Соединяя тёплые лучи.
Сцепляя души, чтоб не оторваться,
Они поют в проталинке тайком.
А им на сердце - солнечные зайцы,
Рисуют стрелы - млечным молоком.
В прошлый раз было задание - написать монорим-частушки, ознакомившись с теоретическим материалом мастерской.
Победителю -приз моей симпатии и отдельный голосистый приз тоже лично от меня!
Приз симпатии - по 5 Голосов каждому участнику: @liliyafedotova, @jenulya,
@tinochka.
ПОЗДРАВЛЯЮ!
В этот раз предлагаю написать четверостишие с перевоплощением или эмпатией!
Жду работ энтузиастов!
До новых встреч в нашей Поэтической мастерской!
Берегите себя и друг друга.
Ваша Ольга Заря, @zaria
(фото автора мастерской - Ольги Заря - из домашнего архива)