Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
5 лет назад

[Поэтическая мастерская] "Поэтический жанр - посвящение"

Наши души, не правда ль, ещё не привыкли к разлуке?
Все друг друга зовут трепетанием блещущих крыл!
Кто-то высший развёл эти нежно-сплетённые руки,
Но о помнящих душах забыл.

Марина Цветаева

Я выключаю солнце. Вслед за осенним ветром
время настанет греться у другого огня.
Я выключаю небо. Листья слетают с веток,
будто бы возвращаясь вновь в тишину, к корням.
Мне остаётся память – нежная, словно лето.
Сколько бы было жизни, если б услышал ты!
Сколько бы стало яви, сколько зажглось бы света…
Как же грустно прощаться. Страшно, до немоты...

Анна Михайловна Островская

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - Ольга Заря и моя Поэтическая мастерская.

Сегодня мы поговорим о поэтическом жанре - посвящение, об эпиграммах и мадригалах, об эпитафии и поэтических надписях.
Мудрецы говорят, чтобы понять, что за человек находится рядом с тобой, нужно с ним расстаться. ..
Пост посвящается памяти моего мужа, который ушёл за горизонт три года назад - 16 декабря.
"Из жизни он ушел мгновенно, а боль осталась навсегда"...
Поэтому с жанром - поэтического посвящения мы познакомимся на примере моего скромного творчества.

ПОСВЯЩЕНИЕпоэтический жанр, лирическое стихотворение, предваряющее большое произведение. В Посвящении поэт открыто мотивирует подношение этого произведения определенному лицу или, наоборот, выражает свои чувства неназванному адресату, который один только и может понять намеки и недомолвки, имеющиеся в Посвящении.

ЭПИГРАММА(греч. επίγραμμα — надпись) — 1) в античной литературе стихотворная (редко прозаическая) надпись на храмах, зданиях, постаментах к статуям, на посуде и т. п., содержащая прославление богов или героев. Позже эпиграммы приобрели самостоятельное значение как малый жанр лирической поэзии — обращение к какому-либо лицу, нравоучительное высказывание, пожелание, восхваление, порицание и пр.

МАДРИГАЛ (фр. madrigal, итал. madrigale) — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Мадрига́л (фр. madrigal, итал. madrigale) — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV—XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Однако, стихотворение хвалебного содежания может быть и "надгробным мадригалом". Помните, у Пушкина в "Евгении Онегине"?

...Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?..»

И, полный искренней печалью,

Владимир тут же начертал

Ему надгробный мадригал.

Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими именами: Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными.

Пример мадригала В. И. Туманского:

Вы все имеете, чем нежный пол гордится

Приятности, красу и свежесть юных лет.

Кто знает разум ваш — дивится,

Кто знает сердце — тот своё вам отдает.

ПАМЯТНАЯ НАДПИСЬ — Короткий текст, помещенный на внешней стороне предмета; то, что надписано на чем-нибудь. Надгробная надпись.

ЭПИТАФИЯ- это надпись на памятнике, скорбные слова об ушедшем человеке, часто в стихотворной форме.

Эпитафии в переводе с греческого – надписи на надгробиях, сочиняемые на случай чьей-либо смерти. Эпитафии (надгробные надписи) могут быть простыми выражениями (слова скорби), так и произносится как стихотворное изречение (поминальные стихи), разделенных по признаку количества строк в стихе: одностишия, двустишия, четверостишия. Эпитафии на памятниках в основном короткие и при этом наполнены глубокими чувствами с философским содержанием.

Варианты эпитафий:

  • Из жизни ты ушел мгновенно, а боль осталась навсегда.

  • Не высказать горе, не выплакать слез,
    Ты счастье и радость из дома унес.

  • Нашу боль не измерить и в слезах не излить
    Мы тебя как живого будем вечно любить

  • Одной звездой стало меньше на земле,
    Одной звездой стало больше на небе.

  • Сердце погасло, будто зарница, боль не притушит года,
    Образ твой будет храниться в памяти нашей всегда.

  • Прости, что нам под небом звездным к твоей плите носить цветы.
    Прости, что нам остался воздух, каким не надышался ты.

  • С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают.

  • Спи спокійно наш рідненький, в темній хаті, вдалині.
    Хай печаль та наші сльози не тривожать твої сни.

Я не случайно привела здесь примеры эпитафий. Просто я плавно перейду от них к своему творчеству, к посвящениям моему покойному мужу.

(фото моего мужа Владимира Ивановича)

Опустела без тебя земля...

16 декабря, три года назад, я рассталась со своим мужем. Он вышел на несколько минут в магазин, и сердце его остановилось навсегда.
Всё то, что, возможно, я не успела ему сказать при жизни вошло в цикл стихотворений-посвящений "Опустела без- тебя земля"
Стихи я писала ежедневно все 40 дней, читатели не могли не заметить в них как бы
снятую с моего мужа , так сказать, еще сырую - поэтическую посмертную маску.

В память о муже я бы хотела в своей мастерской поделиться с вами и своей болью, и своими поэтическими размышлениями. Спасибо всем, кто присоединится ко мне в эти дни.
Мёртв тот, кто забыт. Человек не умирает, если память остаётся...
Ещё мудрецы говорят, чтобы оценить того, кто с тобой был рядом, нужно расстаться с ним, в моём случае - потерять навсегда...

Бессилье

Упало небо мне на плечи.
Я даже вздрогнуть не успела.
Молчу. Смирилась. Не перечу.
Душа болит сильнее тела.
И кто-то память пилит-пилит…
Всё - отбирая по частице…
О, Боже…Вот оно бессилье…
Не устоять…не разделиться…
Твой холм окутало порошей…
И жуткой боли - столько-столько…
Мой муж любимый, мой хороший…
Невыносимо одиноко…
И тянет душу, давит, колет
Так изнурительно и люто.
За что одной мне столько боли
В колючих стонущих минутах…
Кто погасил рассвет над нами?
Откуда горе? Что мы? Где мы?
Кто будет греть меня ночами,
Собою прикрывать проблемы…
И кто теперь мне сварит кофе,
С улыбкой пригласит к застолью.
Мне плохо, понимаешь, плохо…
Я не справляюсь с этой болью.
Ты догоняешь в небе стаю.
Я плачу и слежу за нею…
О, как всё это убивает,
Не делая меня сильнее…


9 дней...

Тяжело в кричащей тишине
всё, что было – пролистать сначала...
-Напиши, Зайчишка, обо мне, -
ты просил. А я в ответ молчала.
А теперь пишу-пишу-пишу...
Только ты меня уже не слышишь.
Мастерю стихами парашют,
чтобы ты на нём спустился Свыше…
Девять дней печальных и ночей
ворошу строкой живую рану.

Не поверю, что стишок ничей,
если сердцем временно воспряну.


В худший Новый год

Два солнца стынут,- о Господи, пощади!-
Одно — на небе, другое — в моей груди.
Марина Цветаева.

Преданность собачья, верность чёрных глаз…
Плачу-плачу-плачу целый день о нас…

Ничего не мило, если нет тепла…
Я его хранила, но не сберегла.

Нет моей короны – сдули декабри.
И на щит червлёный – лучше не смотри.

Отложу лекала и взрывную смесь.
Всё я растеряла – остальное здесь.

Пахнут кровью алой два моих крыла,
Много обещала, но недодала…

Так любить хотела до последних дней,
Только в небе белом тучи всё черней.

Запах ели хвойной – это не для нас.
Помню-помню-помню каждый миг и час.

Как сулил удачу - глаз водоворот…
Плачу-плачу-плачу в худший Новый год…


Я проживаю 40 дней назад...

Не могут строки выживать враздробь,
Когда стихотворение одно.

В ресницах ночи не упрятать скорбь,
На землю звёзды льются всё равно…

Не по заслугам время воздаёт,
Не по карману с каждого взыскав.

К чему теперь любвеобильный рот.
Кому теперь мой незлобивый нрав…

Я проживаю 40 дней назад…
У правосудья – свой, наверно, меч.

О, сколько мук от всех моих утрат,
Но невозможно их ничем прижечь.

Когда земля тоской воспалена,
Непредсказуем каждый поворот.

Одета в белый траур тишина.
И кто-то душу, словно сад, стрижёт...


Навсегда

Мой любимый, близкий и родной…
Оказалось, время – штука быстрая.
Навсегда - расстался ты со мной…
Сотрясая небо - громким выстрелом.
Выключая белый свет вокруг,
Становясь на время - чёрной меткою…
Забирая всё тепло из рук,
Разрывая все заклёпки - крепкие.

Так не мы решили, а Судья
Оставляя на прощанье - малое…
Если б знать, что не успею я
Больше сердце поддержать усталое.
Если б знать, что нужен только миг,
Оказаться где-то за пределами…
Что теперь придётся за двоих
Мир держать руками онемелыми.

Говорят, что жизни нет конца…
Но уже тебе я не попутчица…
Вряд ли детям заменю - отца,
Внукам – деда – тоже не получится...
Если б знал ты, как мы верим в то,
Что, уйдя, вы снова воскресаете…
Ты всегда нам нужен, как никто…
Оставайся жить в душе и памяти…


Много в жизни смешных потерь...

Мы лишились земного рая.
Омрачился эдемский сад.
Всё на убыль идёт, я знаю...
Если жизнь – это боль утрат.
«Ах, смешные мои потери»,
Обхохочешься от потерь...
Я не плачу – но ты не веришь.
Улыбаюсь, но ты не верь...
Вспоминаю твою походку,
Обнимаю твоё трико.
Всё отрывочно и нечётко.
Всё мучительно нелегко.
Вижу руки - они в тумане,
Те, что грели меня в ночи.
Мой мужчина, что не обманет,
Что в страданиях - промолчит.
Что-то острое колет в сердце
И тревожно сжимает грудь.
От судьбы никуда не деться,
Если сможешь – забудь, забудь...
Чёрный колокол – память наша.
В чёрной рамочке твой портрет.
Одиночество – это страшно.
И томительней страха нет.
Ночь стучится в окно угрюмо,
Что-то яркое – гаснет вмиг.
Избегаю сегодня шума,
Если ты к тишине привык.
Не бывает судьба ошибкой,
Не смириться с такой судьбой...
А недавно шептал с улыбкой:
«Где бы ни был – всегда с тобой»…
Обнимаешь меня незримо,
Так и будет…всегда... со мной...
В день рождения твой, любимый,
Добавляю теперь – «земной»…

Безысходности нет. Возможно,
Подниматься учусь сама...
На пороге давно тревожно
Поджидает меня зима…


Спасибо всем, кто заглянул ко мне в Поэтическую мастерскую.
Берегите себя и друг друга!

Ваша - Ольга Заря

(фотографии из архива автора, картинка - фонд интернета)


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнеры @konti и @orezaku

2
186.938 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (15)
Сортировать по:
Сначала старые