[Поэтическая мастерская] ПОЭЗИЯ - ЭТО ЖИВОПИСЬ, КОТОРУЮ СЛЫШАТ

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами - @zaria и моя Поэтическая мастерская.
В прошлый раз мы говорили с вами о поэзии Михаила Анищенко - Шелехметского. Мне показалось, что необходимо продолжить разговор о поэзии наших современников. Кто сегодня помогает нашим поэтам, кто поддерживает их, кто имеет право судить : достойная поэзия или нет?

Начну с того, что с 2011 года я зарегистрирована на международном поэтическом портале Стихи РУ. Помню, когда ко мне впервые в 2012 году обратились с предложением принять участие в конкурсе "Поэт года 2012", я обрадовалась. Но, когда получила сборник со стихами всех претендентов на вручение премии, была разочарована. В сборнике была сплошная графомания. Говорить в рифму - это ещё не значит, что ты уже поэт. Принимала я участие и в конкурсах поэтов на разных конкурсных площадках. Побеждали мои стихи тогда, когда я считала их довольно слабыми технически, проигрывали, когда были отточены и неодиозны... А судьи кто?

Хотя лексическое значение слова поэт - это автор стихотворного творения, всё же, на мой взгляд - этого мало. Творение это должно в конечном итоге облагораживать души читателей. Перо в руках поэта - это перо в руках окрылённой души, как сказал Игорь Субботин. Поэт - это не тот, кто умеет писать, а тот кто не умеет не писать.

Давайте познакомимся с мнением мудрых мира сего о поэзии.

  • Поэзия — музыка мысли, доносимая до нас в музыке языка. (Пол Четфилд)
  • Поэзия — это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир. (Генри Лонгфелло)
  • Истинная поэзия воспринимается прежде, чем понимается. (Томас Стернз Элиот)

Остановимся на крайнем изречении о восприятии поэтического слова. Томас Элиот считает, что проницательный читатель воспринимает строки, вслушиваясь прежде всего душой в музыку мыслей, а потом уже разбирается в музыке языка. Настоящие стихи невозможно пересказать прозой. А душой понять их можно, если душа развита. Иначе и не нужна бы была поэзия, если бы мы могли о том же сказать в прозе. Был у меня один товарищ на поэтическом портале, который настаивал на том, что писать нужно просто, пересказывать в рифму быт, таким, каким ты его видишь...чтобы всем было ясно. Он был противником того, чтобы облекать строки в метафоры, т.е в какие-то "красивости". Я согласна, что надуманные сахарные "красивости" - это не лучшее в поэзии. Но есть красота, как целесообразность, как умение увидеть Русь - "малиновым полем", услышать, как "дремлет взрытая дорога", как говорит "берёзовым языком" золотая роща. Для меня Сергей Есенин - это непревзойдённый мастер пейзажной лирики. Ну кто ещё смог бы так бродить в «чаще звонкой» и, поклоняясь родным корням, тихо молиться «под звон надломленной осоки». ..Вот как он сам говорит о поэзии и роли поэта:

Быть поэтом-это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Здесь будет уместно вспомнить эти слова, которые относятся и к поэзии Есенина: "Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат". (Леонардо да Винчи)

Но вернёмся к моему поэтическому соПЕРнику (от слова брат по поэтическому перу!) Вот как он написал в своих стихах, на которые я не смогла не откликнуться:

Стихи у сердца...
Ольга Заря
"Пишу понятными словами"...
"Плету заумную нелепость -
Ведь это образность! Ну, что ж"...
Эдуард Платонов

Всё так обычно – слева, справа...
Но только руку протяни,
Прищурь глаза - и в небе ржавом
Зажгутся яркие огни.

Их разноцветных будет много,
Они пронзят тебя насквозь.
Не всем жемчужную дорогу
К луне – увидеть довелось.

Не стану истину коверкать,
Возможно, той дороги нет.
Смотреть на мир с другою меркой
Умеет только лишь Поэт.

Какое чудо – видеть, слышать,
Как рвутся ноты поутру.
Как оставляет ночь на крыше
Густую звёздную икру.

Какое дело, что там справа,
И что там слева – ерунда…
Вон – за окном – не по уставу
Целует ветер провода!

Природа дышит милосердней,
Весенней песней мир согрет.
Стихи у сердца - боль предсердий,
Их ощущает лишь Поэт…

В предыдущих постах я рассказывала уже о художественных приёмах, о тропах, которые помогают оттачивать, гравировать стихи чувствами и поэтическими мыслями. Именно поэтическими. Хочу ещё вспомнить как охарактеризовал поэтов Маколей Томас Бабингтон: "Вероятно, ни один человек не может быть поэтом, не может даже любить поэзию, если он, хотя бы в малой степени, не душевнобольной". Те, кто пишут стихи, вероятно заметили, что самые искренние, самые жгучие строки появляются на свет, когда душа болит и плачет.

Поэзия - это не копия, но зеркальное отражение внутреннего состояния автора. Если он светлый и добрый - то и поэзия у него будет доброй и солнечной. Ведь доброта, по мнению Гюго "во внутренем мире человека доброта - это солнце". И читатель не может не ощутить тепла, которое исходит от творений такого автора. Отсюда, делаем вывод, что поэзия в прямой зависимости от личносгых качеств автора. Если он здоров духовно и психологически, то и его поэзия будет жёлтого и розового цвета, она будет лечить души тех, кто к ней прикасается. Вот почему мне часто пишут мои читатели, что даже читая мои грустные стихи, у них послевкусие чего-то кисло-сладкого, солнечного.

Те, кто знаком с моей поэзией, видимо, ощущают, что иногда мои строки изломаны, больны, бьются током... А помните, как писал Борис Пастернак в "Докторе Живаго"? "Всё моё существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, ещё больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь"...

И ещё хочу привести слова Карла Крауса:
"Нужно всякий раз писать так, будто пишешь в первый и последний раз. Сказать так много, словно это твое прощание, и так хорошо, словно это дебют".

Т.е не нужно бояться быть самими собой, как бы не пытались вас останавливать, приручать, давить на вас своим авторитетом... У вас своя роль в поэзии - все остальные роли заняты другими.

Не нужно опускаться до уровня, нужно подниматься над мнением...

А тем, кто хочет научиться писать хорошо (это я о технике письма, о личностных качествах, и о том, что у вас должно быть в "душевной шкатулке" что-то, о чём можно рассказать - я говорила раньше) - обращайтесь к моей настольной "внутримониторной" книге Тима Скоренко. Я очень много почерпнула для себя , читая её время от времени. Вот ссылка

Именно он советует всем начинающим и маститым поэтам больше читать классиков и современников. Читайте хорошие стихи, оттачивайте своё мастерство, не подражая и не копируя. Ищите в любой теме то, что до вас ещё никто не сказал.

В следующем посте я вернусь к нашему классику современной поэзии - Михаилу Анищенко - Шелехметскому. Мы с Женей Летовым сейчас озвучиваем его стихи, изучаем его биографию, его мотивацию для написания своих шедевральных строк!

Не пропустите в четверг публикации этого поста. Я вас хочу порадовать и видео, где сам Михаил в последние дни своей жизни - озвучивает свои стихи.

Удачи вам, дорогие мои "соПЕРники"!
Новых красивых произведений, которые всегда найдут своего читателя!
Ваша Заря.


дизайнеры @konti и @orezaku ( @digatal-designe )

 Воспользуйтесь платформой Pokupo.ru для монетизации творчества. Без абонентской платы и скрытых платежей, взимается только комиссия с оборота. При обороте до 30 тысяч рублей можете работать вообще без комиссии. 
С Pokupo начинать бизнес легко! 
По всем вопросам - к @ivelon. Или в телеграм-чат сообщества Pokupo. 

vox-populivoxmensvm-poetryпоэзия
25%
10
806
5748.548 GOLOS
0
В избранное
vox.mens
Литературное сообщество
806
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые