[Поэтическая мастерская] ВОЛЬНЫЙ СТИХ
Открываем нашу мастерскую! С вами - Ольга Заря!
В прошлый раз мы говорили о верлибре - свободном стихотворении. Сегодня я решила изучить вместе с вами, что же такое "вольный стих". Чем отличается он от верлибра. На первый взгляд - имена у них синонимичные. Свобода, воля... Обратилась к разным источникам, читаю:
"Вольный стих – это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны".
"ВОЛЬНЫЙ СТИХ в силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе, свободное чередование разностопных по количеству строк".
"Вольный стих - рифмованный силлабо тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности".
Приводятся примеры, один из них я скопировала для нас:
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О Дружба, это ты!
(В.А.Жуковский. Дружба)
У меня возник вопрос, почему авторы не хотят следовать строгим правилам , строгим размерам, точным рифмам? Ответ простой. Поэзия - это не математика. В неё не стоит соваться с логарифмической линейкой. Это всплеск сиюминутных мыслей. А мысли у нас - птицы вольные. Видимо, нужен Поэзии и вольный стих.
Понятно, что при всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи, свои сумбурные мысли... Его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. и именно для этого существуют и белые стихи, и верлибры и вольные стихи.
И как мы сегодня с вами уяснили, что особенность вольного стиха - это, когда строфы, как таковые, могут отсутствовать, т.к все строки вольного стиха состоят из произвольного количества стоп. Для закрепления материала рассмотрим ещё один пример:
Позвольте.. .видите ль.. .сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву...
Мы видим , что здесь есть рифмы - сначала-искала, траву - наяву, причём сильные рифмы, а вот ритм здесь особенный. В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех с соблюдением рифмы.
Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе ( в отличие от свободного верлибра). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным.
Вот и я сегодня хочу предложить вам стихи, которые пришли ко мне в Поэтическую мастерскую и понравились мне с первого взгляда. (Автора не называю - он может сам отозваться по собственному желанию в комментариях.)
Здесь и философия бытия, и размышления о вечной противоречивости, когда за внешней простотой скрываются переживания, вопросы, на которые пока не найден ответ самим автором. Так я его прочитала. Немного подправив, заменив некоторые слова и переставив строки, оно получилось вот таким:
Люди умеют жениться
на своих отражениях,
Доверяясь зеркалам
и стёклам магазинных витрин.
Люди выживают по-одному.
Они привыкли молиться
разным богам,
и хотя утверждают, что Бог - един,
каждый молится своему...
Люди пытаются верить-
вчерашним снам,
Стараясь не замечать
своих ран и в бою потерь.
Они выходят из окон -
навстречу холодным ветрам,
хотя настежь открыта дверь....
Мы видим, что в этих строках прекрасно рифмуются слова - жениться - молиться, зеркалам - богам, по-одному-своему, един-витрин. Последние рифмы особенно интересны. Стихотворение разностопное, даже особенно не занимаясь подсчётами, мы это видим по размерам самих строк. Тем, кто обладает поэтическим слухом - это тоже сразу бросается в глаза. Мне кажется, что форма вольного стиха позволила автору создать свою структуру для передачи противоречивых рассуждений, поэтического настроения с обволакивающими душу философскими мыслями.
Спасибо Автору, что помогла нам сегодня в ходе нашего занятия в Поэтической мастерской встретиться воочию со стихами такого стиля. Если вы думаете, что вольный стих канул в лета - ошибаетесь. Наши современники пишут и выбирают всё чаще разновидности форм, уходящих от канонов стихосложения ( силлабо-тонических).
На предыдущем занятии мы рассматривали с вами верлибры, свободные стихи от размеров и рифм. Сегодня мы рассмотрели вольный стих, который мог бы стать братом свободному, но он более причёсан - рифмованными строками. Хотя, как и верлибр не пытается вписаться в традиционную музыку стиха. В этом он волен.
Ещё раз спасибо автору и всем, кто не пропускает наши занятия.
Для активистов мастерской новый конкурс. Берите в руки карандаш! Записывайте:
В октябре - день учителя. Давайте накроем столы учителям нашего "Голоса". Для этого мы придумаем блюдо на букву "К". Больше одного писать нельзя. Дайте и другому попытаться что-то накрыть на стол. Сюда пойдёт любое съедобное существительное. Выигрывает тот, кто напишет последним. Тех, кто сделает больше других попыток подойти со своим блюдом к праздничному столу - мы тоже наградим щедро! Но в одном комментарии должно быть одно блюдо! Помните! Это главное условие! Надо же и другим дать возможность поиграть, пофантазировать.
Через комментарий - можно повторить попытку - написать блюдо на букву "К". Писать только то, чего ещё до тебя никто не написал! Это может быть и напиток, и фрукт, и сыпучие, и плавающие...Всё, из чего можно готовить и что можно съесть потом!)) Учителя не привыкли сильно перебирать...У них зарплата не позволяет сильно раскатывать губу. Словосочетание, кстати - нельзя писать , типа "красная икра"... Только одно слово!
Удачи вам! Я, как учитель, отработавший в школе 39 лет, посмотрю, как накроют нам столы наши бывшие ученики!) Вперёд, время пошло! Конкурс завершается сегодня в 24-00. Итоги будут завтра в рецензии под этим постом.
Ваша Заря