[Поэзия] КРАСИВЫЕ РИФМЫ (авторская, составная, разнородная)

  

Открываем очередное занятие нашей Поэтической мастерской. С вами я - Ольга Заря. В этот раз, как и обещала, мы с вами продолжим разговор о рифмах. Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Рифма для Поэзии очень важна, хотя совсем недавно мы знакомились с верлибром Автора, которого представил нам Павел и пытались опровергнуть тот факт, что всё же красивая рифма - это украшение стихо-Творения. Вспомним, что верлибр - не подвластен каким-либо канонам. По сути, можно прозу расставить в столбик, но будет ли от этого Поэзия? Я уже писала вам о сайте Тима Скоренко, где всегда можно получить необходимую информацию и даже консультацию.Здесь его сайт http://www.timskorenko.ru/uchebnik1.html. Вот, что он пишет по поводу так называемых “верлибров” (свободных стихов), за которые сейчас берутся те, кто не любит рифмованное:


“Итак! Рифма или есть во всём стихотворении, или её нет вовсе. Нерифмованные стихи не демонстрируют вашего поэтического дара. Чаще всего они демонстрируют вашу поэтическую бездарность. Талантливые и сильные стихи без рифмы написать гораздо сложнее, чем с рифмой. Я читал или слышал не менее трёх сотен молодых поэтов, пишущих подобным образом, и ничего хорошего я не услышал. Тем не менее, хороший верлибр написать возможно, как ни странно, хотя и очень непросто. О том, каким должен быть хороший верлибр, подробно рассказано в моей статье «Верлибр как зеркало нерусской революции». Думаю, всем тем, кто не считает нужным опускаться до рифмы, стоит почитать и подумать о том, что они пишут”.


Но это к слову. А сегодня очень коротко хотелось бы поговорить о “красивых рифмах” Как получить красивую рифму? На каждом очередном занятии мы будем знакомиться с теоретическими основами поэтического мастерства. Сегодня речь пойдёт о красивых рифмах. Её разновидность - АВТОРСКАЯ РИФМА. Слово Тиму Скоренко:


“Прежде всего, я всегда призываю поэтов стремиться к поиску так называемых авторских рифм — авторских находок; это оригинальные составные рифмы с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, такая рифма является единственной в своём роде: исповедь — избы ведь, большевиков — больше веков, жизнь с кого — Дзержинского, наново я — банановая, Цезаря — лице заря, Киева — старики его — распни его, лёд щеки — лётчики, та ли я — талия, почему ж бы — службы, бьют об двери лбы — не поверил бы ...


            Господа поэты, неужели не наскучили
           пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
           Если такие, как вы, творцы —
           мне плевать на всякое искусство. (В. Маяковский) 

“Куст вам” - “искусство” - это составная рифма.
Составные рифмы - это вершина поэзии , то есть это такие рифмы, где одно слово рифмуется с несколькими.
Всем авторам нужно помнить, что неожиданность рифмы — это замечательный эффект, к которому надо всегда стремиться.
Ещё к авторской рифме относится - оборванная рифма — рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста.
Я нашла на стихах РУ Автора «Защита от тревожности». У неё обрывается в конце стихотворения слово душа:


“Сны уходят. Вечность смотрит хмуро,
с неба опрокинулся ушат.
Что же я закапываю, дура?
Господи! Так это же.....ду…..(душа)"


Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм — рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно — конечно, красавица — кудрявиться, ящик — оснастчик, рыться — злится, существо — ничего, снова — младого...
Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники”.
Красивые рифмы - это ещё и разнородные рифмы, т.е,когда рифмуются разные части речи. Например:
Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы)Я их ещё называю - не морфологическими.
Глагол — существительное. Это классическая идеальная рифма, к которой следует стремиться - “Бездну – исчезну”;
Глагол — прилагательное. Как и в первом случае, очень хорошее, сложное и красивое сочетание. Но оно гораздо менее распространено по причине своей сложности - “Белая – сделала”
Глагол — местоимение. Это «стильная» рифма, довольно редкая, но красивая - “Изувечим – нечем”
Глагол — наречие - “Стало – немало”
Глагол — числительное - “Посмотри – три”
Существительное — прилагательное. Рифма простая и красивая - “Безднам – железным” (Примеры рифм подобраны из произведений классиков)

Но я обещала, что практические навыки мы будем с вами совершенствовать на своих собственных творениях. Хотелось бы, чтобы в комментариях авторы поделились своими находками. Смог ли кто-то из вас (нас) отыскать что-то своё новое, интересное, необычное, сказать то, что раньше не слышал, не видел, не читал. Лично для меня - это очень важно. Пока же я наслаждаюсь удивительными рифмами - Пастернака, Цветаевой, Бродского...


И всё же о попытках “родить” свои авторские рифмы в моём творчестве: (первое, что попалось на глаза - а у меня почти 4000 стихотворений)
“Ищу слова - немного одичала я,
Но открываю чувства понемногу.
За хвостик счастья держатся отчаянно
мои стихи и песни – слава Богу”…

Здесь рифмуются “Одичала я” с “отчаянно”- т.е составная авторская рифма, ранее ни у кого я её не встречала. “Одичала я” - можно было бы удачно срифмовать со словом “усталая”. Или наоборот: “Устала я” - “одичалая”. (Где рифмуются два слова с одним, слова разных частей речи), К хорошей рифме можно отнести - “понемногу - Богу”.
А вот ещё в этом же стихотворении:


“Идут дожди, но вывернула душу я,
держу в руке промокшие каштаны...
Слова, как листья, опадают - лучшие,
они согреют - поздно или рано”...

( “душу я” - рифмуется с “лучшие” - авторская составная рифма, “каштаны - рано” - хорошая неоднородная рифма.)
А это я нашла в другом своём стихотворении:

Грустно- то как… не рай,
Знаю, с тобой не пара мы.
Воздух не сотрясай
Звонкими «растабарами».

(авторская составная рифма - “не пара мы и растабарами”, не рай - сотрясай - хорошая неоднородня, неизбитая)

Или вот ещё такая строчка из моего творения:

А Любовь - как чувств - водосвятие... Дашь испить воды? Я нужна тебе?
(здесь “водосвятие” рифмуется сразу с тремя словами “я нужна тебе”. Авторская составная рифма)


А вот строки моего стихотворения “Плащаница” (духовная лирика). Оно написано давно, можно в нём покопаться… Найти сильные и слабые места. Смысловую сущность, как и договаривались - не трогаем. Нас сегодня интересуют красивые рифмы. Давайте просто посмотрим на рифмы, найдём - удачные (авторские, акустические, разнородные и неудачные (на ваш взгляд) - “заезженные”) В комментариях можно будет написать мнение о рифмах в этом стихо-Творении.
Христовы страсти… мне не до веселья.
Кто всех любил, толпою был казнён.
Рукой сжимаю крестик свой нательный.
Прикрыв глаза, как будто слышу стон...
И в голове проносятся картины,
Которые я видеть не могла...
Но так знаком открытый взгляд безвинный.
И так противны - хрюканье, хула...
Терновые шипы, потоки крови,
Удары по лицу, по голове...
Кто всех любил – унижен и оплёван –
Безвинный агнец в диком шутовстве!
Ручьями кровь. Измученное тело.
Он на себя принять все боли смог.
Лишь кожа от ударов багровела
И лопалась от плеч до самых ног…
Да как же всем хотелось издеваться!
Добро и зло – незримая война...
К столбу ведут безвинного страдальца.
Нос перебит, щека повреждена...
Венок терновый... Сбиты в кровь колени,
Босые ноги, исцарапан весь...
Шёл на Голгофу – образец терпения,
Грехи людские унося на крест.
Нам обо всём напомнит плащаница -
Свидетельница мрачного конца...
На этой ткани Образ сохранится.
Все отпечатки тела и лица..

Тону я у Всевышнего в объятиях.
Да вот во взгляде почему-то грусть.
Мне человек всё больше непонятен...
Наверное, предательства боюсь...
Боюсь того, что может повториться.
Пока в чести и алчность, и обман.
У нас своя под сердцем - плащаница,
Душа - с рисунком не заживших ран...

( Как вам рифмы? Повторится - плащаница (гл- сущ.) объятиях - непонятен (сущ. с причастием); весь - крест (мест. с сущ.); грусть - боюсь (сущ. с глаг.); страдальца - издеваться (сущ. с глаг.); война - повреждена (сущ. с причаст), ног- смог (сущ. с гл.); тело - багровела (сущ. с глаг) итд итп. Здесь есть и обычные рифмы, даже в какой-то степени уже сейчас они мне кажутся “заезженными” - “лица- конца”, “ран-обман” (сущ- с сущ), я эти рифмы называю “морфологическими”, когда рифмуются одни и те же части речи. Ещё раз хочу напомнить: бойтесь, друзья, рифм - “кровь-вновь-любовь”; “розы-морозы” и др. Если я встречаю в стихах эти рифмы - у меня сразу желание - прекратить чтение... Есть в моём стихотворении - рифма - “колени - терпенье” - хотя тоже из разряда “морфологических”, но не так часто на слуху в употреблении.


Повторюсь, что мне хотелось бы, чтобы вы поделились со мной своими находками, буду благодарна, познакомлю с ними наших друзей-читателей! Теоретическую часть завершаю. Не хочу забивать вам головы объёмной информацией - каждый раз будем вместе принимать по ложке “Поэтизина”!))


И по новой традиции я приглашаю стихотворцев взять в руки карандаш и принять участие в турнире знатоков поэзии.
Вам необходимо отыскать у классиков красивые рифмы, о которых мы говорили сегодня. Писать попарно (например) - “куст вам- искусство” (В.В. Маяковский)
По 10 золотых получат от редакции @vox.mens - победители, успевшие быстро отыскать жемчужинки в поэзии классиков!
Вперёд - не откладывайте на потом! Бегом в поисковик и за дело!
Завтра утром - в 11-00 мы подведём итоги и наградим победителей!

Давайте вместе учиться уходить от слабых, бедных, заезженных рифм и искать свои - новые, авторские, а , значит, красивые!
До новых встреч! Ждём ваших заявок - свои стихи с целью совместной работы над ошибками в нашей поэтической мастерской.
Ваша - Заря




дизайнер @konti

 договор с авторами (переходим по ссылке)

 Концепция сообщества vox.mens (переходим по ссылке)

 наши инвесторы (переходим по ссылке)

 договор с инвесторами (переходим по ссылке)

Общий чат сообщества: https://t.me/vox_mens


vox-populivp-voxmensdocsстатьяvm-poetry
127
180.829 GOLOS
0
В избранное
vox.mens
Литературное сообщество
127
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (57)
Сортировать по:
Сначала старые