[Рецензия] на роман «Меня зовут красный» Орхана Памука

Автор: @nataly7
Редактор: @efim-off

Творческая мини-викторина от литературного сообщества @vox.mens – неизменная составляющая раздела «Рецензии». Вопрос на этот раз такой: что делает мастер школы рисования, увидев идеальную красоту?
Варианты принимаются в комментариях. Авторы трёх первых правильных ответов получит от сообщества по 5 GBG (они начисляются одновременно с авторским вознаграждением за пост).
По итогам предыдущей викторины первенствовали @alex4741991, @ludmila2143, @lubuschka Наши поздравления!

От редактора. Нобелевский лауреат и, возможно, самый популярный за пределами родной страны турецкий писатель Орхан Памук уже фигурировал в рецензиях нашего сообщества – исследование и осмысление романа «Снег» от автора @benken можно найти здесь. Сегодня же – дебют автора @nataly7. Перед вами – размышления и впечатления от книги «Меня зовут Красный», которая увидела свет в 1998 году.

Роман «Меня зовут Красный» знаменитого турецкого писателя Орхана Памука повествует об убийстве стамбульских художников. Причём достаточно быстро становится ясно, что убийцей является кто-то из «своих» - один из живописцев. Неясны лишь мотивы. Автором использована необычная форма повествования, всё подаётся через прямую речь героев книги.

Однако в смысловой части романа запрятано куда больше, чем в обычном детективе. Писатель поднимает гораздо более сложную проблему противостояния старого и нового, которая в рамках романа выражена в борьбе традиционной школы арабских и турецких мастеров живописи с тенденциями европейской культуры.

Этот конфликт намного шире вопроса: чьё искусство красивее? В романе поднимается вопрос: какая школа отображает истину?

Для европейца ответ однозначен. Реализм посредством приёмов соблюдения масштабов и перспективы, с помощью детальной прорисовки человеческих черт отображает действительность. Но турецкие мастера на страницах романа возражают тем, что европейский реализм отображает мир таким, каким его видит человеческий глаз. Это вовсе не означает, что человек видит мир таким, какой он есть.

По мнению восточных художников, мир таков, каким его видят Высшие силы. А Бог видит сущность, скрытую от глаза индивидуальными чертами. Как бы ни располагались по отношению друг к другу собака и султан, собака никогда не будет больше него размером, ведь животное в сравнении с султаном ничтожно, где бы оно ни находилось. Бог видит сущность, идею. Эту идею должен понять мастер рисунка, чтобы постичь красоту, чтобы прикоснуться к истине.

Когда художник достигнет таких высот, ему уже будут не нужны глаза. Он будет видеть почти как Бог – душой. Таким образом, восточное искусство намного глубже, чем изображение вида из окна.

Рисование – это не просто хобби. Это даже не только профессия. Это сама жизнь. Поиск идеальной красоты – вот цель в жизни любого художника. Цель искусства – остановить время, идеально показать определённый момент из истории или литературы. Поэтому они готовы перерисовывать один и тот же рисунок тысячи раз пока не найдут совершенное сочетание форм и красок.

Увидев идеальную красоту, мастер школы рисования добровольно ослепляет себя, дабы после увиденного другие картины жизни не отвлекали его от Красоты. Чтобы эта идеальная картина навсегда отложилась в его памяти.

Всё это непонятно европейцу с тягой к потребительству, со светским мировоззрением. Искусство востока уводит из мира суеты, искусство запада эту суету идеализирует.

Традиционным для религиозного мировоззрения показано отношение художника к самому себе. Подписывать рисунок считается неприличным. Также нежелательно вносить в работу что-то новое. Свой стиль, заметный в мелочах вроде формы ноздрей у лошади, есть только у школ. Мастера можно определить лишь по микроскопическим отличиям, допущенным на уровне бессознательного.

Кстати, подобное отношение присуще не только арабским художникам. Православные иконописцы никогда не подписывали свои иконы, считая это ненужным и нескромным. Перед работой они выдерживали долгий пост, чтобы увидеть то, что обычному человеку недоступно. На таком уровне человек освобождается от страстей, в том числе и от тщеславия. Но вернёмся к детективу Орхана Памука.

Новатором в романе выступает мастер Эниште, который решается иллюстрировать книгу с использованием европейских приёмов. По его мнению, изображение османских земель и их владык в духе европейской школы поразит христиан, заставит их уважать Турцию и восхищаться ею. Но тот, кого назовут убийцей, имеет своё мнение по этому поводу. Он считает, что неумелое подражательство никогда не вызовет уважения…

Книга Орхана Памука «Меня зовут Красный» интересна и как этнографическое произведение, описывающее нам картины жизни Стамбула и нравы его жителей. Сколько должна ждать жена своего не вернувшегося с войны мужа? Как происходят арабская свадьба и похороны? Об этом тоже повествует роман Памука.

Интересно показана реакция наиболее консервативных кругов общества на контакты с Западом и его культурой. Проповедник Нусрет объясняет все беды, свалившиеся на Стамбул, контактами с Западом и распущенностью нравов. И даже сам султан после приснившегося ему сна лично выходит из дворца и разрубает на части английские часы. Таким образом, в романе одновременно переплетаются и неповторимая глубина нравственного духовного поиска, и откровенное мракобесье.

Наряду с философскими вопросами в книге присутствуют и откровенные сцены. Таким образом, на страницах романа «Меня зовут Красный» каждый найдёт что-то для себя.

Осталось понять лишь, пожалуй, самое важное – позицию писателя по поставленным им проблемам. Сделать это очень сложно, ведь в романе отсутствуют слова и оценки автора. Всю историю рассказывают герои. Но, зная биографию Орхана Памука, в частности его отношение к проблеме геноцида армян, к правам человека, можно сказать, что автор с одной стороны понимает духовное богатство своей родной исламской культуры, но в то же время он открыт и действительно ценным достижениям западной культуры. По крайней мере главный герой Кара, лояльно относившийся к идее иллюстрировать книгу в европейском духе, прожил весьма счастливую жизнь, а его палочка для письма никогда не оставалась без чернил.

источник изображения


дизайнеры @konti и @orezaku ( @digatal-designe )

 Воспользуйтесь платформой Pokupo.ru для монетизации творчества. Без абонентской платы и скрытых платежей, взимается только комиссия с оборота. При обороте до 30 тысяч рублей можете работать вообще без комиссии. 
С Pokupo начинать бизнес легко! 
По всем вопросам - к @ivelon. Или в телеграм-чат сообщества Pokupo. 

vox-populivoxmensрецензиякнигилитература
25%
2
531
3179.914 GOLOS
9
В избранное
vox.mens
Литературное сообщество
531
9

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые