Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-freelance
7 лет назад

Дизайнер полиграфии. Лайфхак по выбору фрилансера

school5.jpg

Есть среди огромной армии фрилансеров большая группа дизайнеров полиграфии. Эти специалисты должны готовить макеты по заданию заказчика для дальнейшей их печати. Казалось бы, никаких проблем. Выбираем по портфолио того исполнителя, который нам понравился и вперед.

Но всегда есть нюансы. Большой опыт работы с дизайнерами требует все же предварительно выяснить степень подготовленности исполнителя. Как же это сделать?

Ну, скажем, спросить, что такое оверпринт. Или узнать, какова предельная плотность цвета в макете? Или, хотя бы узнать, чем отличается обрезной и дообрезной формат.
И тут все сразу выясняется. Если перед нами горе-дизайнер, который, хоть и талантливый (как любят говорить «креативный»), то он, конечно, поплывет. А если человек знающий, сперва, вероятно, отшутится, а после расскажет, что к чему.

Что такое полиграфия и причем здесь off-set?

Для того чтобы у вас уже было представление о полиграфии, сделаю легкий экскурс в историю печатного производства.

Полиграфия – это область промышленного производства печатной продукции. Слово «полиграфия» образовано от греческих «графио» – писать и «поли» - много. Вся суть полиграфии в том, что печать производится в больших количествах.

Еще в XV веке немецкий предприниматель Иоганн Гутенберг изобретает печатный станок, так называемый «пресс Гутенберга». А дальше понеслось. Процесс печати улучшается, модернизируется и продолжает совершенствоваться.

Конечно, сегодня уже есть цифровые печатные машины, которые могут сделать всего лишь один отпечаток, а могут и выполнить большой тираж, но все равно, с точки зрения себестоимости, до сих пор оптимальной технологией производства печатной продукции большими тиражами является офсетная печать.

Офсетная печать – это такая технология печати, при которой краска переносится с формы сперва на вал переноса, а затем уже на материал. То есть, без контакта бумаги и формы: «off-set» — в переводе с английского «без контакта». Такая технология родилась практически случайно, когда в 1904 года американец Айрой Рубель создал резиновый промежуточный вал для переноса изображения с формы на бумагу.

Параллельно с Айрой Рубелем над этой проблемой работал и немец Каспар Херрманн, он пришел к тем же выводам.

Нюансы в работе дизайнера - профессионала и типичные ошибки новичков

Дообрезной и обрезной форматы

Untitled-1.jpg
Теперь о неких тонкостях работы дизайнера полиграфии. Поскольку конечная цель работы – готовый буклет, каталог, журнал или тому подобная печатная продукция, важно, чтобы специалист был сведущ в технологии производства. Он должен знать, как устроена печатная машина (хотя бы общие знания). Он должен своими глазами посмотреть, как работает производство. К примеру, важной частью цеха, кроме печатной машины, является резак, ламинатор, станок по подборке и другие аппараты и приспособления.
Почему это важно? Начнем с того, что все, что нарисовал дизайнер, печатается на больших листах.

Кстати, для дизайнера очень полезно знать, какого максимального размера может быть запечатан лист. Причем, не в тех самых популярных A4, A3, A2 или А1 форматах, а в миллиметрах. Дело в том, что типографии покупают бумагу либо большими листами, либо (если обладают дорогостоящим оборудованием и возможностью правильно хранить бумагу) рулонами. И потом сами режут ее на нужный формат для печати. В любом случае, те листы, на которые режут бумагу, значительно больше, чем готовое изделие. После печати готовые листы обрезаются специальным резаком до размера изделия.

На краях больших листов печатаются полиграфические шкалы, нужные для контроля выхода красителей, и метки для совмещения цветов. Вот я написал «метки для совмещения цветов» и понял, что затронул еще одну важную тему, но мы к ней вернемся чуть позже. Это будет связано в понятие CMYK, которое важно для понимания любому дизайнеру полиграфии.

А пока вернемся к резаку. У нас на большом листе бумаги напечатано готовое изделие (скажем, буклет). Со всех сторон нужно обрезать служебные поля (шкалы и метки). У резака есть точность. Скажем, он может сделать рез с точностью в миллиметр. То есть, если в макете не сделан запас под обрез, то при обрезке может получиться (скорее всего получится) незакрашенная белая бумажная окантовка. А все почему? Потому что дизайнер не задал в макете запас под обрез. Это типичная ошибка новичка. Он спросил формат изделия, ему ответили – он и сделал ровно в формат. Ошибка. Конечно, работники печатного предприятия подстрахуют, перепроверят, вернут на доработку, но это все сроки и нервы.

CMYK - притча во языцех

Untitled-2.jpg

CMYK – это аббревиатура, которая обозначает схему формирования цвета, используемую чаще всего для печати для печати.

Обычно дизайнеры сперва встречаются с RGB схемой. Это аддитивная модель. Телевизоры и мониторы показывают в RGB. Цвет формируется из лучей, окрашенных в R-red (красный), G-green (зеленый), B-blue (голубой). А когда цвет формируется на отражающей свет поверхности, то используются субтрактивная схема формирования цвета и цвета используются обратные - CMY. C (Cyan), M (magenta), Y(yellow). Кроме того, в аббревиатуре мы видим букву К. Это от слова Key (ключ). Это ключевой цвет. Дело в том, что, смешивая только дополнительные цвета, на бумаге мы не можем получить темных оттенков. Для этого вводится ключевой цвет – черный. Он добавляется к остальным и формирует основу изображения.

Все эти технические нюансы не имели бы никакого значения, если бы цветовой охват RGB и CMYK был бы одинаковым. Все было бы просто. При подготовке готового макета к печати дизайнер в печатной фирме просто перевел бы изображение в CMYK и все.

Но цветовой охват CMYK меньше, чем RGB. Что это значит? А то, что, если дизайнер показывает вам на экране монитора какой-то сине-фиолетовый макет в RGB, который вас устраивает, это вовсе не означает, что после печати он будет такого же цвета. Даже при переводе цвета в CMYK, при правильных настройках программы, вы обнаружите значительную разницу в цвете. И лучше, если дизайнер в курсе, что такое CMYK и готовит макет сразу в нем.

Изображение двоится - "несовмещение" цвета

Untitled-3.jpg

Теперь еще один момент. Даже если ваши цвета в RGB и в CMYK одни и те же. Пришла пора вернуться к устройству офсетной печатной машины. Она состоит из секций. В каждой секции на бумагу наносится своя краска. Бывают маленькие машины, состоящие из одной секции. На такой машине после прогона каждой следующей краски валы моются, и после этого она перенастраивается на следующую краску. А бывают многокрасочные машины, где, кроме четырех CMYK цветов, еще есть секция для какой-нибудь пятой краски да еще секция под лак, которым покрывают сверху все краски…

Так вот, не важно, много секций или мало, нужно, чтобы при проходе бумаги в секции, оттиски каждого из цветов совпали. Для этого нужны метки, о которых я писал ранее. По ним печатник регулирует положение формы и совмещает оттиски на листе. Довольно сложно это сделать идеально.

Обычная растровая картинка состоит из цветных пятнышек. Каждая форма оставляет на листе пятнышки своего цвета из CMYK. Когда у вас печатается какая-то фотография, то легкое несовмещение будет незаметно, но стоит только получить несовмещение в тексте, то вы сразу увидите цветную обводку или ореол на листе рядом с буквами. Это крайне некрасиво и может испортить все изделие. Поэтому шрифты (особенно мелкие) стараются печатать не из растра. И еще, стараются сделать так, чтобы цвет шрифта был из как можно меньшего количества красок. Лучше всего из одной. Как говорится, черным по белому. Черный цвет в модели CMYK – это просто ключевой цвет. И если дизайнер понимает, что к чему, то он подготовит макет как раз в CMYK. И тут он сможет избавить печатников от проблем, правильно задав цвет шрифтов.

Что такое отмарывание и как его избежать

А еще дизайнер может избавить тех же самых печатников от проблем с отмарыванием. Все дело в том, что если макет сделан некорректно, то общее количество краски на единице площади бумаги может быть так велико, что не сможет впитаться и будет пачкать другие листы бумаги, которые лягут сверху. Количество краски в точке, которое можно закладывать в макет, определяет печатник. Это может быть и 260% и 280% и, если все отлажено, есть сушка, и все работает, как надо, то может быть и 300% и даже больше. Скажем, 300% - это значит, что на эту точку бумаги можно дать по 100% каждой краски из трех. Если взять макет в BRG и, не особо задумываясь, перевести его в CMYK, то можно получить нарушения в количестве краски. И в итоге опять будет брак.

Все эти нюансы требуют внимания со стороны дизайнера полиграфии. Соответственно, важно, чтобы дизайнер-фрилансер был подкован в этих вопросах. Конечно, когда люди долгое время в профессии, они вырабатывают некие стандарты: готовят макет изначально правильно, поскольку уже на уровне рефлексов избегают ошибок. Новички, углубляясь в творчество, частенько забывают о технических деталях.

Заказчикам же важно убедиться не только в творческом потенциале исполнителя, но и в его полной компетенции в вопросе подготовки макета для печати.

Автор @amikphoto
Редактор @marymik23

10
454.640 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые