Время и фриланс. Учёба. Азы издательского дела
Каждый день читай то, что больше никто не читает. Каждый день думай о том, о чём никто не думает. Каждый день делай то, что никто не делает. Для мозгов очень пагубно всегда быть частью коллективного разума. Кристофер Морли, американский журналист и поэт.
Мы создавали редакционно-издательские центры, издательства, полиграфические предприятия, не зная ещё ничего о современном издательстве, процессах в этой отрасли и полноцветной печати. У нас был только собственный опыт – допотопные советские машины и агрегаты, свинец, мастика.
Цветную печать мы знали только в две краски – красной и чёрной. Надо было учиться. И мы учились. Доучились до того, что в конце 1990-х годов я написал маленькую брошюру «Азы издательского дела», выпустил её самиздатом (без УДК, ББК и ISBN) и раздавал всем, кто приходил к нам.
Приходили к нам и «серьёзные» специалисты, с дипломами институтов издательского дела и журналистики, полиграфии. Но их хватало от силы на неделю. Практика показывала, что мы, фрилансеры, знаем издательское дело и полиграфию лучше дипломированных специалистов. Они тыкали теорией, а мы показывали на практике. Теоретически ездить на лошади нельзя, надо несколько раз упасть с неё, а потом изучить и научиться.
Первое, что мне потребовалось для того, чтобы начать цветную печать –авиационный керосин (настоящая смывка появилась позже). Мы отмывали накатные валики старых чешских ромайоров, на которых печатали чёрно-белую бланочную продукцию, учились выставлять «кресты» и совмещать цвета. Всё решали доли миллиметров. Отличать CMYK от RGB, делить цвета, выводить плёнки, верстать, спускать полосы.
Дикая картина: 1999 год, шесть девчонок верстают книги, я – контролирую, хожу и проверяю.
Заходят и выходят заказчики. На каком-то этапе громко спрашиваю:
— Девчонки! Все спустили?
— Ещё нет! – Раздаётся в ответ.
— Торопитесь, пора сдавать!
Заказчики в шоке. Они дико смотрят на нас и ничего не могут понять.
Потом мы пьём чай, кофе, дружно смеёмся и договариваемся, что о спуске полос (пагинации) вслух не говорить, иначе нас заподозрят в организации притона.
Вот некоторые выдержки из моей брошюры.
Издательство – это не машины (типография – машины), издательство – это коллектив людей, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом. Издательство – это высокая культура, знание мировой литературы, филологии, редактирования и корректуры, все остальное – техническая сторона дела.
При технической стороне работают (компьютерная обработка):
- Наборщики. В программе Word.
- Верстальщики. В программе PageMaker и другие.
- Дизайнера. В различных программах (Photoshop, CorelDraw), предусматривающих иллюстрацию, оформление, обработку графики - фотографий, рисунков и прочее.
- Все эти люди создают оригинал-макет книги, который потом сдается в типографию.
Для создания оригинал-макета издания требуется разместить все элементы книги (текстовые, табличные, графические и другие) на указанных заказчиком страницах, придать книге тот вид, который после вёрстки будет отдан для печати.
Для этого необходимо знать из чего, то есть каких элементов (иллюстративных и текстовых) будет состоять макет издания.
Ими, как правило, могут быть:
- Элементы титула.
- Текст (основной и не основной).
- Выделения в тексте (стихи, сноски, эпиграфы и прочие по смыслу).
- Рубрики (заголовок, подзаголовок).
- Колонтитул.
- Подписи под рисунками, фото.
- Таблицы, графики и т. д.
- Формулы.
- Буквицы (инициалы).
Главное, что требуется понять создателям – общий художественный замысел издания, а так же видение этого замысла Заказчиком. Отсюда следует согласование видений Создателей и Заказчика.
Основная задача верстальщика – единство и согласованность стиля издания, следование единообразию стилей, которые относятся ко всем элементам и соблюдение правил вёрстки.
Важно! Специфическая главная задача – согласовать все технологические процессы с нормами и требованиями полиграфических машин для чего перед началом вёрстки встретиться с печатниками и другими специалистами, которые непосредственно работают на этих машинах.
Мы организовываем не заурядное издательство, а Центр Создания Хорошей Книги от замысла до тиража, в котором должны объединиться Создатели. Наше первое правило при создании издания:
— Дорогую книгу удешевить, дешёвую книгу – улучшить.
Продолжение темы следует ...