Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-handmade
6 лет назад

РУБРИКА «КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ»: Кинофестиваль «Балтийские дебюты». Часть 5

Автор: Юрий Москаленко @biorad
Продолжение. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

image.jpg
фото

image.jpg
На фото руководитель мастерской факультета анимации и мультимедиа ВГИКа Леонид Пожидаев

Фото М. Батдалова

image.jpg
На фото Дмитрий Астрахан

Фото М. Батдалова

image.jpg
Владимир Сергеевич и Антон Малышевы
Фото М. Батдалова

Светлогорск славится не только своими соснами, дюнами и Балтийским морем. Шесть лет назад здесь был создан первый в Калининградской области, да и, пожалуй, на территории России университет непрерывного образования для граждан пенсионного возраста Светлогорского района, когда около сотни граждан категории 55+ начали обучение на шести факультетах. Сегодня число «студентов» составляет около 300, а факультетов стало 16.

Один из них так и называется факультет кинематографии. Возглавляет его Владимир Назаров.

– Мы обычно собираемся для того, чтобы посмотреть тот или иной фильм, а затем устраиваем дискуссии о том, что удалось сказать режиссеру, а что нельзя отнести к творческим находкам, – рассказывает Владимир Георгиевич. – Поначалу, когда только входили в колею, споры были очень жаркие, доходило до того, что кто-то не выдерживал и хлопал дверью.

Но потом и обсуждение научились вести, и в некоторых «киномоментах» разбираться, сегодня мои «студенты» не представляют себе жизни без кино. И «Балтийские дебюты» стали для нас настоящим царским подарком. Я и сам старался не пропускать интересных фильмов, и своих очень часто встречал.

– Как декан факультета можете вы рассказать: существует ли особая подготовка к кинофестивалю? Определенный алгоритм?

– Безусловно, каждый зритель должен готовиться. Тем более что сделать это сегодня проще простого. У кинофестиваля «Балтийские дебюты» есть свой сайт, на котором выкладывается программа фильмов. А дальше с помощью поисковых систем можно узнать о сюжете фильма, прочитав синопсис. И только после этого, когда фильмы выбраны, вы можете составить план просмотра.

Но бывает и так называемое «Горе от ума». Так получилось с фильмом Константина Хабенского «Собибор», который открывал нынешний кинофестиваль. Часть зрителей, посмотрев премьеру фильма на первом канале, решили на него и вовсе не ходить. И совершенно напрасно – фильм, несмотря на некоторые «пробелы» получился достаточно качественным. И восприятие ленты на широком экране отличается от «телеящика»…

Вначале поговорим о том, что получилось. Снимать фильм-боль невозможно без сопричастности. Как мы знаем, в жизни режиссера случилась большая трагедия и все свои страдания, муки и безвозвратность потери он сумел перенести на большой экран.

О существовании концентрационного лагеря «Собибор», в котором были уничтожены порядка 250 000 человек, стало известно в предпоследний год войны. К этому времени гитлеровцы постарались замести следы своих злодеяний, сравняли бывшие бараки с землей, а поле, на котором они находились засадили картошкой и капустой.

В журнале «Знамя» № 4 за 1944 год был опубликован очерк двух известных советских писателей Павла Антокольского и Вениамина Каверина о восстании в польском лагере «Собибор».

Литераторы собирали материал по «горячим» следам и постарались не упустить ни одной детали. Но в «Знамени» вышел только журнальный вариант. А вся «Черная книга» (где очерк должен был приведен полностью), которую формировал Илья Эренбург, так и не увидела свет в СССР, потому что ее посчитали слишком жесткой.

А вот основой для сценария, над которым трудились сразу четыре человека, во главе с Константином Хабенским, стала книга Ильи Васильева «Александр Печерский: путь в бессмертие». Она вышла относительно недавно, в 2013 году.

Фактического материала вполне хватало, но, на мой взгляд, распорядились им не совсем точно.

Может быть, на «Балтийские дебюты» привезли какую-то особую копию фильма, но немецкие и польские фразы переводили на русский язык, а вот диалоги Печерского и Люки, звучащие на идиш, никто и не собирался переводить. И тогда по полутемному залу витали вопросы: «О чем они говорят?»

Это, как минимум неуважение к зрителям, кроме тех, кто понимают идиш.

Второй момент, вызывающий недоумение – некоторые моменты, которые, безусловно, известны авторам сценария, оказались совершенно необъясненными. Например, почему во время побега за спинами беглецов начинают рваться мины? Достаточно было включить одну фразу в диалог организаторов побега, чтобы объяснить, что между третьей и четвертой зоной установлены мины. В очерке есть уточняющий вопрос: в шахматном порядке они установлены или в каком-то другом? И есть ответ: в шахматном…

В фильме же создается ощущение, что во время побега начался минометный обстрел.

Есть еще несколько несоответствий, но не буду заострять на этом особое внимание, чтобы не мешать зрителям смотреть кино.

Скажете, мелочи?

Не согласен.

В середине 80-х годов я помогал своему другу патологоанатому Сереже в его работе в судебно-медицинской лаборатории. Серега и предложил: давай я дам тебе одно потрясающее уголовное дело, а ты напишешь детективную повесть.

Не зная в совершенстве специфику работы следователей, я допустил несколько «ляпов», которые бросались в глаза следователям, но были далеки от понимания ошибки для читателей.

Я пробовал защищаться, мол, умный не заметит – глупый не поймет.

На что Серега справедливо заметил: если хотя бы один читатель обратит на это внимание – в его глазах ты будешь выглядеть человеком, не знающим о чем пишешь…

Почему часть зрителей покинула зал, не досмотрев фильм и до середины? И этому есть свое объяснение – в «Собиборе» есть только несколько секунд для того, чтобы перевести дух – в это время на экране то ли туман над рекой, то ли дым, выедающий глаза. Во всем остальном только напряжение. Это выдерживают далеко не все.

Уже позже, просматривая кинокритику на фильм, я убедился в том, что мое представление о том, что фильм получился средним, фактически подтвердили профессиональные кинокритики.

Но это был фильм-открытие. Впереди были другие киноленты российского производства. Впрочем, об этом дальше…

продолжение следует...


Мы продолжаем рубрику под названием «КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ», в которой предлагаем авторам делиться впечатлениями от различных мероприятий, связанных с творчеством. Это могут быть обзоры выставок, фестивалей или каких-либо других мероприятий, на которых вам удалось присутствовать или принять участие и которые вдохновили вас продолжать творить.


Статья подготовлена сообществом "Гильдия Мастеров" (@vp-handmade), в рамках проекта Vox Populi.


Новый клиент экосистемы блокчейн-платформы Голос для поэтов
Проголосовать за делегата stihi-io можно здесь

Торговая платформа Pokupo.ru

0
289.313 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые