РУБРИКА «КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ»: Лаборатория скульптуры. Мастер-класс

Всем добрый день! С вами Надежда @nadiyamikhno.

Этим летом в Санкт-Петербурге проводится уникальный эксперимент под названием «Лаборатория скульптуры». Здесь рассказывают обо всех этапах работы скульптора над монументом и проводят мастер-классы для взрослых и детей. Все это происходит в мастерской знаменитого скульптора Михаила Константиновича Аникушина.
Мне повезло побывать на мастер-классе по формовке. Это черная формовка, потому что форма делается только для одной отливки монумента, а потом разбивается. Белая формовка используется для изготовления большого количества монументов.

Вот самый первый момент работы скульптора. На специальном табурете, высоком, чтобы удобно было работать стоя, устанавливают что-то тяжелое, скрытое в мешке. Рядом все необходимое для работы. В большой белой таре – гипс. Это основной материал, из которого и будет сделана формовка.

Наконец, появляется наш «учитель». Зовут его Петр (фамилию не сказал – стесняется), который учится на четвертом курсе Академии художеств. Кстати, его учитель сам когда-то был учеником знаменитого Аникушина. Петр снимает мешок и мы видим глиняный бюст.

Петр смущается, не привык работать на публике. Но рассказывает очень подробно и даже делится секретами мастерства. Он достает медные тонкие полоски (забыла как называются, вроде стики или стеки) и начинает их вдавливать так, чтобы бюст был разделен на две примерно равные половины. Потом срезает углы у полосок, чтобы они не повредили гипс. Мы тоже сначала не понимали зачем нужны эти полоски.

И вот начинается первый этап формовки. Петр заводит гипс в воде до состояния очень жидкой сметаны, добавив в раствор немного желтой краски. Это основной слой будущего гипсового бюста и он должен отличаться от следующих слоев. Петр просто брызгает на глину это раствор так, чтобы он заполнил все, особенно выемки в слепке.

Минут через пять начинается следующий этап формовки. Петр делает густой раствор гипса и шпателем или рукой обмазывает весь бюст. Потом сглаживает поверхность, тщательно расчищая металлическую полоску, которая должна быть на виду. Получилась большая болванка из гипса.

Теперь остается ждать. Минут пятнадцать мы ходим по мастерской Аникушина (будет в другом посте) и разглядываем инструменты скульптора. Петр говорит, что на весь Питер в прошлом году было всего семь заказов на скульптуры. Скульпторы чаще занимаются оформлением интерьеров и реставрацией, чем своей настоящей работой. Рассказывает про учебу, которая в основном состоит из практики, а теорию они познают на собственных ошибках и работах. Смешной был рассказ о его первой формовке, когда он перестаравшись налепил столько гипса, что пришлось звать еще двух студентов на помощь, чтобы ее поднять.

Возвращаемся к формовке. Настало время снимать форму. Взяв нож с тонким лезвием, Петр начинает пробивать небольшие отверстия вдоль металлических полосок. Постепенно появляется трещина вдоль этих полосок. Тут Петр, как Самсон разрывает пасть льву, раздвигает форму на две части.

Каждая половина форма должна быть тщательно очищена от глины. Особенно такие места, как нос, глаза, уши. Если глина там останется, в отливке будет просто яма, а это брак. Вторая половина стояла на табурете и внутри ее находилась деревянная болванка, когда-то ставшая основой бюста.

Тут Петр просит помощь зрителей. Один человек с радостью залез в голову и начал усердно вынимать из нее все лишнее.

Когда формы были вычищены и промыты, они выглядели как странно. Лицевая часть была похожа лицо человека из параллельно мира. Лицо человека изнутри. При разных наклонах, выражение лица внутри менялось.

Если делать все правильно, то надо дать форме просохнуть в течении двух дней. Но мы были не согласны так долго ждать, да форма эта всего лишь учебная. Поэтому Петр обтер форму сухой губкой (типа пара дней прошла) и стал наносить кисточкой слой смазки. Можно использовать густой раствор мыльной пены, натерев мыло на терке. Это дешевый студенческий метод, а Петр почти скульптор, поэтому у него какая-то спец смазка.

После этого настало время тяжелой работы. Каждую половинку надо было пролить жидким раствором гипса так, чтобы он попал в самые труднодоступные места формы. Для этого приходилось каждую половину форму поднимать и вертеть по кругу, а весит то половинка около пяти килограмм.

А затем густым гипсовым раствором наложить толстый слой внутри формы.

Как оказалось, самая тяжелая работа была впереди. Две половинки формы соединили, залепив швы по бокам и поставили, не знаю как и сказать, на голову или вверх ногами. Ну на фото видно.

Петр залил в узкое горло жидкий гипс, поднял уже десяти килограммовую болванку и стал вертеть в разные стороны, пытаясь заполнить все щели. В этот момент Петр, наверное, чувствовал себя Гекраклом. И вот опять формовка стоит полу, горлом вверх и схватывается. Ждем…..

Прошло уже почти три часа… Хочется пить и есть. Но нельзя же уйти, не увидев финал!
Вот наступает радостный, особенно для мужчин (а их было трое на этом мастер-классе), финал. Петр приглашает всех желающих постучать молотком по голове формовки. Желающими оказали все мужчины группы. И вот по очереди, каждый с удовольствием бил по голове. Что они себе представляли в этот момент, не знаю, но радость на их лицах читалась очень явно.

Лицом Петр занялся самостоятельно, это работа мастера. Тут нужна твердая и опытная рука. Чуть сильней стукнешь и все, голова может остаться без носа, уха или глаза.

![](

Наш учитель (Петр Субботин – на сайте музея подсмотрела) с честью справился. За это был награжден аплодисментами. За три с половиной часа мы почти сроднились и с ним и с группой (всего 7 человек). Мы пожелали ему хороших заказов и стать знаменитым скульптором. А он был очень удивлен нашим терпением и вниманием.

Спасибо всем, кто выдержал этот мастер-класс со мной. Ходите на такие мероприятия, это очень интересно. Вы встретите творческих людей, которые любят мир и все его проявления, которые умеют видеть и любить красоту.

С вами была Надежда, @nadiyamikhno.


Статья подготовлена сообществом "Гильдия Мастеров" (@vp-handmade), в рамках проекта Vox Populi.


Новый клиент экосистемы блокчейн-платформы Голос для поэтов
Проголосовать за делегата stihi-io можно здесь

Торговая платформа Pokupo.ru

vox-populiгильдия-мастеровhandmadeтворчествокультурнаяжизнь
25%
0
361
247.775 GOLOS
0
В избранное
Гильдия мастеров
рукоделие, ремесла, декор
361
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые