Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-handmade
6 лет назад

РУБРИКА «КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ»: Симпозиум скульпторов в Светлогорске. Часть 1

автор статьи - Юрий Москаленко @biorad


В нашей рубрике "Культурная жизнь", в нескольких статьях, мы расскажем об удивительном событии - симпозиуме скульпторов, проходившем недавно в Cветлогорске.
Наш замечательный автор Юрий Москаленко, смог заглянуть в удивительный внутренний мир молодых и талантливых скульпторов.



Дом-музей Германа Брахерта


Будем вытаскивать из камня Еву… Часть 1

Разве есть что-то сложнее того, чтобы из огромной глыбы камня, песчаника, мрамора, бронзы "вытащить" произведение искусства? Одно неловкое движение и работа превращается в бракованный материал. Мне всегда хотелось узнать, как работают скульпторы. И судьба вознаградила за терпение. Как работают сегодняшние ваятели? Чем они уступают Микеланджело? Есть ли вообще шансы догнать и перегнать великого мастера? В чем ключ к вечной жизни искусства? На эти вопросы отвечают сами скульпторы...

Однажды было проведено необычное исследование. Жителям одного из мегаполисов задали один простенький вопрос: «Что вы представляете, когда говорят: сделано руками?»
Люди из глубокого советского детства сразу вспомнили о скворечниках, которые мастерили в кабинетах труда за несколько дней до возвращения птичьих стай из южных мест. «Лентяи», но оттуда же, вспоминали табуретки, на которых невозможно было сидеть, но зато всегда можно было подарить бабушке на 8 марта. Будем надеяться, что бабушки на эти табуретки не присаживались. Даже на краешек. И слава Богу…
Но большинство из опрашиваемых называли два слова: «скульптор» и «ваятель».
Художник назвали три человека. Музыкант – четыре.
Но что мы знаем о скульпторах? Об их тяжком труде?
К чему я это вспомнил?
К федеральному курорту Светлогорск примыкает поселок Отрадное. Когда-то здесь были дачи зажиточных кёнигсбержцев. Сосны, дюны, ручеек на спуске к морю – пейзаж, который живо напомнил мне вытесанное из камня русло горной речушки на Северном Кавказе.
Природа здесь почти первозданная. Даже средний по размерам отряд школьников, человек под 70, красный флаг впереди отряда и такой же в его арьергарде, не смог нарушить природный покой.
Потому, что мне под ноги, из леса вдруг выскочил волчонок. Судя по всему непослушный – слишком далеко оторвался от «мамки». Но собаки, почуяв лесного гостя, сразу начали натягивать свои цепи, лая на все голоса…
Мы встретились глазами. Даже не знаю, кто больше дрогнул. Но пошли каждый своей дорогой…
И тут через сто метров пути меня останавливает резкий звук. Повторяющийся равномерно.
Дятел?!
Но звуки от работы дятла глухие. И в минуту их вмещается гораздо больше. А это, как от работы молотком.
Я вспоминаю, что в доме-музее Германа Брахерта, выдающегося немецкого скульптора ХХ века, чьи работы пережили уже свой первый век и замахнулись на второй, на днях открылся III Открытый международный симпозиум скульпторов «Курортной жизни миражи». На этот раз в поселок Отрадное съехались скульпторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, а также маэстро из итальянского города Виджу. Возможно, единственный в городе с населением в 5 300 человек, но, несомненно, уникальный.
Авторы семинара попытаются передать образы и жизнь морского курорта. На все про все три недели. И надо успеть «выстрелить». С помощью достаточно редкого природного материала – рукельский известняк.


Дом-музей Германа Брахерта


Дом-музей Германа Брахерта


…Звук удара молотка о песчаник разносится на добрых 200-250 метров, и, подойдя к ограждению музея, я вижу, как за ним над глыбами исходного материала трудятся скульпторы.
Подхожу ближе, вижу парня и девушку. Их глаза находятся под защитными очками, а носы прикрывают респираторы. Это нелишне – кремовая пыль песчаника прозрачным облачком окутывает траву и елочки в радиусе метров десяти.
Извиняюсь за то, что отвлекаю ребят от работы и прошу рассказать, откуда они приехали.
– Мы – из Санкт-Петербурга, – говорит девушка. – Меня зовут Александра Сулейманова, а моего спутника Иван Ковалев. Иван в прошлом году окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, я – пока только на пятом курсе.


Аля Сулейманова


Камень большой и явно не «нашенский».
– Все, что здесь будет создано привезено из Дагестана, – поясняет Александра. – Это – рукельский ракушечник. Его месторождение находится в предгорье Кавказского хребта – в селе Рукель недалеко от Дербента. Монолитные фрагменты породы были специально высечены для участников симпозиума скульпторов.
– Что вы думаете извлечь из своего фрагмента породы?
– Будем вытаскивать из камня Еву. У нас есть эскиз. Хотите посмотреть?
Через пару минут девушка приносит красивую женскую фигурку.
У меня пространственное мышление развито не так хорошо, как у скульпторов и я сомневаюсь.
– Вы хотите сказать, что из этого ракушечника получится такая изящная девушка? Мне кажется камень маловат…
– Да, – вздыхает Александра, – маловат. Так что придется вносить кое-какие коррективы…
Приглядываюсь к юной ваятельнице. Стройная, тоненькая, как лоза. Может быть, ей тяжело в профессии. Попробуй колотить по камню день-деньской.
– Это же тяжкий труд скалывать камень под свои творческие замыслы. Вы ищете трещинку в камне и начинаете ее расширять ударами молотка?
– Нет, – улыбается Аля, – сейчас все гораздо проще. Есть «болгарка». Делаешь надрез, словно скальпелем, а потом убираешь лишние детали…
– И все-таки мне трудно понять, как такая тонкая девушка решила работать с камнем?
– Так ведь я не только с камнем работаю. Мой малый диплом – Елена Ивановна Рерих, собираюсь преподнести её в дар дому-музею Рерихов в Санкт-Петербурге.
– Теперь понятнее. Елена Рерих та еще глыба! Но почему не Анна Ахматова или Марина Цветаева? То же женщины были цельные, самодостаточные…
– И все-таки Елена Рерих стоит особняком. Она искала свой путь в религии, философии, в самопознании. И мне было интересно выразить эту энергетику путем работы с материалом.
Как это получилось – судить не мне. Я сделала все возможное, чтобы выразить сущность женщины в нашей повседневной жизни.



Александра Сулейманова. Елена Рерих - 1


Александра Сулейманова. Елена Рерих-2.


– Сейчас и женщины, и мужчины переживают достаточно трудный период. Внутреннее ЭГО требует подчинения второй половины. Женщина хочет, чтобы мужчина служил ей, делал жизнь комфортной, даже если ему приходится «пахать, как папа Карло». И наоборот, если мужчина является добытчиком, приносит в семью «кучу денег», то он, вроде бы, вправе диктовать супруге свои условия. Но ведь дистанция между двумя ЭГО – порой даже не мостик, а тоньше человеческого волоса…
Может быть, именно из-за этого ваши две работы такие сложные для восприятия?
– Трудно сказать, почему они кажутся сложными. Но ведь и выразить внутренний мир исключительной во всех отношениях женщины не так-то просто.
Мне в чём-то повезло. Я сосредоточена на самовыражении, и мои работы, по крайней мере – лучшие – не остаются без внимания. Но ведь и судьба не безучастна, она дарит интересные встречи, замечательные географические места на карте Европы.
Например, меня пригласили на фестиваль «Дни русской культуры в Сицилии» и предложили поработать с мрамором. Не скажу, что это было легко и просто. Но игра стоила свеч.
Мне работа понравилась, но я видела в ней некоторые несовершенства. Показалось, что все эти недоработки случились от дефицита времени. Но с другой стороны – это, как минимум, эскиз.



Александра Сулейманова работа на Сицилии


– На Сицилии есть какой-то особый шарм, которые позволяет «продуцировать» творчество?
– Трудно сказать, что именно помогает «выстрелить» в творчестве. Наверное, все же настрой, радость от освоения нового пространства. Помните ролик на телевидение: в жизни человек встречается по максимуму с 80 000 людей. А самый близкий друг может быть только один.
Так и работа. Вернее, я слегка погорячилась. Это, наверное, и не работа вовсе, а удовольствие. От того, что из-под твоего резца выходит что-то не одутловатое, а тонкое, где каждый изгиб, каждая линия несет в себе информацию…

(Продолжение следует)


Статья подготовлена сообществом "Гильдия Мастеров" (@vp-handmade), в рамках проекта Vox Populi.


Новый клиент экосистемы блокчейн-платформы Голос для поэтов
Проголосовать за делегата stihi-io можно здесь

Торговая платформа Pokupo.ru

1
245.651 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые