Кавказские традиции. Аталычество
Дорогие друзья! Сообщество @vp-kavkaz открывает первую рубрику "Кавказские традиции".
На Кавказе традиции зарождались много столетий назад, и некоторые из них до сих пор строго соблюдаются. Все, я думаю, знают о кавказском гостеприимстве. А вот о такой традиции, как аталычество, я уверена, даже на Кавказе не все слышали, потому что этой традиции сейчас нет, но тем не менее эта традиция очень интересная и , как мне кажется, не лишена смысла.О традиции аталычества рассказывает @kupava
Старинный обычай, существовавший на Кавказе с древнейших времен до начала XIX века, следуя которому ребенка в определенном возрасте передавали на воспитание в другую семью. Вопрос аталычества не до конца изучен и остается много невыясненного до сих пор. В глубокой древности этот обычай бытовал у всех слоев общества, но с течением времени остался прерогативой только знатных семей.
Традиция аталычества несла определенную социальную нагрузку, так как выходила за родо-племенные границы, что способствовало укреплению межплеменных отношений путем взаимопроникновения и изучения обычаев и традиций соседей. Также такие отношения препятствовали возникновению конфликтов. Считалось, что в чужой семье у ребенка меньше шансов вырасти изнеженным.
Историки зафиксировали этот обычай у абхазов, адыгов, абазин, а также у кумыков, балкарцев, карачаевцев, осетин. Есть также мнение, что и у башкир существовал подобный обычай. Кроме того, существуют данные и о кельтской традиции под названием «Фостераж», который по сути являлся тем же аталычеством.
Слово «аталык» имеет тюркские корни. «Ата» - отец, «аталык» - отцовство. На Кавказе употреблялось в значении - «воспитатель». Есть интересный факт, что в кельтском языке воспитатель обозначался сходными по звучанию словами – «aite» или «oide»
.
Самого воспитанника на Кавказе называли «къан».
На картине Убыхский аталык со своим воспитанником (*убыхи – одно из адыгских племен). Источник
Несмотря на то что дети отдавались в семью с целью получения строгого воспитания, к воспитаннику аталык относился более трепетно, чем к своим детям. Что, например, у адыгов выражалось в том, что по умершим детям не принято было носить траур и публично показывать свою скорбь. Но если такое несчастье случалось с воспитанником, то аталык имел полное право показать свое горе. Когда рождался ребенок, его будущий аталык мог петь песни, в них импровизировано воспевались добродетели, которыми будет обладать его воспитанник в будущем. Поступать так в отношении своего ребенка считалось неприличным.
Во время празднества в честь возвращения воспитанника в дом его родителей жене аталыка разрешалось танцевать. Хотя в иных случаях замужним женщинам танцевать не разрешалось.
На воспитание в другую семью отдавали как мальчиков, так и девочек. Мальчиков аталык учил стрельбе, верховой езде и этикету. Когда отдавали девочку, то заботы о ее воспитании брала на себя жена аталыка. Приемная мать обучала всем женским премудростям – шитью, ведению хозяйства, традициям.
Возвращались в родной дом воспитанники по совершеннолетию. Когда же девушке приходило время выходить замуж, жених должен был щедро одарить ее приемную мать.
Друзья! Подписывайтесь на сообщество @vp-kavkaz! Мы вам расскажем много интересного! И приятная новость: наше сообщество в скором времени запустит интересный флешмоб! Не пропустите!
Автор: @kupava [author=kupava ]