Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-kulinar-club
7 лет назад

Последнее, что вкусил Иисус в земной жизни

Новое расследование от @bammbuss в рубрике «что есть ЧТО»


Евангелие от Матфея повествует нам:

«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух»


***

Попробуем разобраться,
что именно имел в виду евангелист Матфей под уксусом и какое имел к нему отношение.

Для начала следует учесть, что автор евангелия Матфей был не римлянином, а иудеем. Причем его специальность была насквозь мирная - мытарь. Или, по-нынешнему, налоговый инспектор.
В его евангелии даются сведения о трех валютах, ходивших в Иерусалиме: римских сестерциях, греческих драхмах и иудейских шекелях. И археологические раскопки подтверждают его сведения. Расстояния он привязывает по таможенным постам и т. п.

Одним словом, никакого отношения к легионерам Матфей не имел. А ведь именно они осуществляли как охрану места казни, так и приведение приговора в исполнение. Воины, давшие Иисусу губку с уксусом - это именно легионеры.

Во времена Рима была такая кулинарная традиция: именовать кислое уксусом, а сладкое - медом. При этом римляне не стеснялись смешивать мед и уксус, т.е. сладкое и кислое.

Должен сказать, что я сразу же отметаю всяческие богословские и теологические версии и «свидетельства» вроде:

а) «Иисусу предложили вино со смирной (тогдашний наркотик) Иисус от него отказался;
б) «Ему дали выпить уксус, смешанный с желчью» дабы поиздеваться

по очень простой причине - для меня очевидно, что все эти «свидетельства» не более чем попытка притянуть за уши историю Иисуса к Псалмам Ветхого Завета:

  • «Язык мой прильнул к гортани моей» (Пс. 21:16),
  • «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22).

Авторы евангельских текстов попросту пытались (и это им удалось) доказать, что Иисус и есть тот самый мессия, о котором упоминается в древних псалмах.

И самое важное: не могу представить, что римский легионер имел при себе желчь... Откуда у него желчь, где она хранилась, почему не испортилась под палящим солнцем Палестины? Вопросы, вопросы, вопросы...

Для римлянина казнимый Иисус был, прежде всего, каким-то сумасбродным иудейским фанатиком, чужим и ментально, и по культуре, и по языку, и по религии.
Трудно представить, что римский солдат стал бы держать при себе какой-то зловонный сосуд с желчью только лишь для того, чтобы дать ее Иисусу.

Взвесив эти посылы, можно понять, что какой-то римский солдат просто дал Иисусу напиться перед его смертью. Напиться тем, что было у солдата под рукой. Чем-то обыденным, дешевым и доступным. Тем, что составляло тогда привычное и будничное содержание солдатской фляги.

И вот здесь, господа, мне на ум приходит только одно: поска.
В Риме поску пили, прежде всего, легионеры. Императоры, желая подчеркнуть свои любовь и уважение к армии, на публике также пили этот напиток.

Основой поски была, конечно же, простая вода. В воду добавлялся винный уксус и специи. Получался прекрасно утоляющий жажду напиток.
Этот напиток отлично сохранялся в походных (армейских) условиях, обладал бактерицидными свойствами. Винный уксус прекрасно убивал бактерии, содержащиеся в некипяченой воде. Его присутствие как бы консервировало свежесть воды.
Витамины и минералы, находящиеся в пряных травах, растворялись в поске.
И таким образом, с поской легионер получал качественное, дешевое, общеукрепляющее повседневное питьё.

Поска перешла к правопреемнице Рима Византии, а затем была... утрачена.
Мореходы в эпоху Великих географических открытий вынуждены были пить зловонную жижу из дурно пахнущих корабельных бочек. Добавить для сохранности в воду уксус не приходило им в голову.

К слову, пролетарии Рима добавляли в поску для сытности еще и яйца. Понятно, что солдату добыть свежие яйца не в пример труднее, чем крестьянину или горожанину.


***

источники
евангелие от Матфея, псалмы, поска и еще


Если тема найдет интерес у читателя, то я могу развить цикл по винному довольствию в армии и на флоте: джин, ром, водка, коньяк и т.д.

@bammbuss

line_0002.jpg

С разрешения автора - пара коментариев от редакции.
  • Иссоп – травянистое растение, листья которого свежем и сушёном виде имеют имбирно-шалфейный аромат и горьковатый приятный пряный вкус.
    Экспериментально доказано антимикробное действие эфирного масла иссопа. Он используется как душистая приправа и составная часть тонизирующих напитков.
  • Мы не согласны с мнением, что поска, как питье, была окончательно «утрачена». Не являются ли ее явными следами такие напитки, распространенные в центральной и северной части Европы, как глювайн, глегг и пр. Правда, под воздействием местного климата они трансформировались из прохладительных в горячие. Еще более примечательный след – британский wassail (восейл), прототип которого был завезен на острова датчанами, и прижился, объединившись с уже существовавшими там традициями. Отличие восейла от разного рода других глювайнов в том, что для него использовалось сначала пиво, а впоследствии – сидр. И.. как раз добавление в напиток яйца.
2
69.230 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (28)
Сортировать по:
Сначала старые