ИЩЕМ ВЕРУ! С Новым 5778-ым Годом!


У евреев все не как у нас. Например Новый год они отмечают в сентябре. И каждый год дата праздника разная. У евреев особый лунно-солнечный календарь. Благодаря такому симбиозу их праздники хоть и плавающие, но далеко не заплывают. В отличие от мусульман у которых чисто лунный календарь и один и тот же праздник с течением лет отмечается и зимой и летом, и весной, и осенью. 

Еврейский новый год отмечается два дня. Например в этом году отмечать его начали вечером 20-го сентября а закончат вечером 22-го сентября. Кстати день в еврейской традиции начинается не с утра как у нас, а с вечера. Ведь в Торе написано: "И был вечер, и было утро: день первый". Согласно еврейскому календарю Новый  год отмечается 1-2 Тишрея. 

Рош-Ашана дословно переводится как "голова года". В этот день Всевышний судит всех людей, записывая их плохие и хорошие дела, соответственно, в Черную и Белую Книги. На основе этого каждый человек получает свой приговор. Но Бог милостив, поэтому людям дается десять дней для исправления. Через десять дней наступает Йом-Кипур, когда Бог ставит печать на приговор. Поэтому пожелания на Рош-Ашана звучат как "Хорошего приговора" и "Хорошей печати".

Но хватит теории. В этом году я побывал на Рош-Ашана у минских иудеев. В Минске есть три иудейских течения: хасиды, литваки и прогрессивисты. Вот к последним я и пошел. 



У минских прогрессивных иудеев, в отличие от ортодоксов нет своего здания синагоги. Под свои религиозные нужды они выкупили ряд помещений в одном из многоэтажных зданий Минска. 


Я пришел где-то за полчаса до начала службы. Людей еще было мало, но они потихоньку приходили. Раввин Григорий Абрамович вместе с помощниками проводил последние приготовления. 


На каждом стуле стоял вот такой молитвенник. Называется он Махзор. Махзор используется только на Рош-Ашана и Йом-Кипур.


В этом Махзоре текст напечатан на русском языке и на иврите. 


Перед вами Шофар. В него будут трубить. Это одна из главных традиций Рош-Ашана. Конкретно этот Шофар был привезен из Калифорнии. 


Пока не началась служба, поговорим о том, что это за такой прогрессивный иудаизм. Это течение появилось в начале 19 века в Германии. А в Беларуси - в 1993 году) Но в наших краях и без реформистов хватало иудеев. Именно в Великом Княжестве Литовском зародились такие течения как Хасидизм и Литваки. 

Прогрессивный иудаизм говорит о себе своим названием. Он более свободный, более демократичный. Ну а подробнее о реформистах вы можете почитать в моем интервью с раввином. 


Как и любая религия, иудаизм собирает пожертвования. Все аврамические религии: иудаизм, христианство и ислам говорят о десятине - десятой части дохода, которая должна отдаваться общине (синагоге, церкви, мечети). 




Справа вы видите накрытые столы. После службы будет праздничная трапеза и танцы. Кстати танцы это реформистская фишка. У ортодоксов на Рош-Ашана в синагоге не танцуют.


Люди потихоньку прибывают. Пока скучновато, поэтому каждый занимает себя как может)


Кто-то изучает Мохзор. Во время службы молитвы будет читать не только раввин но и некоторые члены общины. Поэтому нужно потренироваться. 


Праздник это еще и повод покрасоваться. Заметьте как кипа подобрана под рубашку)


Но вот началась служба. За спиной раввина находится Арон-Кодеш. В нем хранятся свитки Торы. Во время службы будет ритуал открытия Арон-Кодеш


Один из символов Рош-Ашана это гранат. Этот фрукт едят со словами "Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились словно зернышки граната!"


Кстати не будьте как я до похода в синагогу: не путайте Менору с Ханукией. Менора это семисвечник и он был в Храме, который разрушен уже более 2000 лет. А Ханукия это девятисвечник, который есть в каждой синагоге и зажигается на праздник Ханука. 


На Рош-Ашана зажигают праздничные свечи. 



Кульминация праздничной службы является трубление в Шофар. Каждый иудей в Рош-Ашана должен соблюсти заповедь: слушать звуки Шофара.


Одно из названия Рош-Ашана это "День трубных звуков". Трубление в Шофар символизирует коронацию Всевышнего на царство над всей землей. 


Трубление в Шофар слушают стоя. Трубление четко прописано. Оно состоит из трех разновидностей звуков, повторяемых в особой последовательности: ткиа - долгий и протяжный звук, шварим - троекратное повторение призывного сигнала, труа - девятикратное повторение короткого отрывистого звука.

От себя скажу что трубление в Шофар таки производит впечатление)





Всего на праздничную службу собралось около ста человек. 


Некоторый пришли с детьми


На косяках дверей у евреев принято вешать мезузу. Это коробочка с молитвой Шма внутри. 


Народа было много. Кому не хватило места стояли, или садились возле столов)



Одним из ритуалов Рош-Ашана является открытие Арон-Кодеш


Свитки Торы читаются в синагоге каждую субботу. По одной главе в течении года. А с нового года Тору начинают читать заново.


На открытие Арон-Кадеш к шкафу с Торой позвали всех самых значимых людей общины.


Не знаю как у вас, но меня всегда умиляют дети на богослужениях. Умиляет их непосредственность и наплевательское отношение ко всем традициям и обрядам)



На Рош-Ашана произносится благословениее над бокалом с вином. Если вы трезвенник - не беда. Допускается заменить вино виноградным соком. 


После вина благословляют хлеб. такие булки называют - хала. 


После благословения халы, кушают яблоко, которое макают в мёд. При этом говоря: "Да будет у нас хороший и сладкий год!"


Не секрет, что религия дает приют многим оступившимся. Уверен, что наколки у этого человека неспроста. Тем более что по одной из 613 заповедей, иудею запрещено делать татуировки. 


Но вот служение закончилось. Люди собирают Махзоры и относят их в шкаф. 


"На сцену" пригласили детишек. Они покажут сценку, где символы Рош-Ашана спорят кто из них главнее. Спорят Яблоко, Шофар, Белая и Черная книги итд. Я не помню чем все закончилось, но уверен что победила дружба)



Все рассаживаются за столы. Вспомнился один еврейский анекдот
"Суть любого еврейского праздника:
1. Нас хотели уничтожить
2. У них ничего не получилось
3, Давайте покушаем!"


Для детей и сотрудников синагоги отдельные столы. 


Ну и как же без фото на фоне Арон-Кадеш)



Да, еще одним символом Рош-Ашана является голова рыбы. Она символизирует то, чтобы в новом году быть "в голове а не в хвосте".


Вот так выглядит еврейский Новый год изнутри. Напоминаю что это прогрессивный иудаизм и тут все более либерально, чем у ортодоксов. Кстати одним из проявлений либерализма и реформ являлись танцы. они начались после трапезы. Я их не застал, потому что брал в это время интервью у раввина.  

Интервью будет, но попозже) 

Автор: @arystarch

vox-populivpminskбеларусьрелигияarystarch
25%
3
156
NaN GOLOS
0
В избранное
Vox Populi Minsk
На Golos с 2017 M08
156
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (15)
Сортировать по:
Сначала старые