«Музыка Голоса». Музыкальная история. Тёмная сторона Pink Floyd: Тёмная лошадка и луч света в тёмном царстве (часть 2-я)
Автор: @sergesfnv
Продолжение. Начало:
Тёмная сторона Pink Floyd: Истоки коллектива (часть 1-я)
Pink Floyd после расставания с Барреттом в 1968 году
Формула успеха ранних Pink Floyd имела две составляющие: яркий лидер, олицетворяющий контркультуру, и частые музыкальные эксперименты. Оба эти компонента, словно пазл, соединял в себе Сид Барретт. Поэтому после расставания с ним Питер Дженнер (менеджер группы) решил, что у группы больше нет будущего.
Райт, Уотерс, Гилмор и Мейсон тем временем, как могли, барахтались в океане музыкального рынка, стараясь остаться на плаву и не растерять былой славы.
За музыку теперь отвечал Рик Райт, а Роджер Уотерс пытался стать новым лидером группы, заняв место Сида. Выпуск «It Would Be So Nice» и «Julia Dream» авторства Райт/Уотерс был одной из таких тщетных попыток. Песни не смогли вернуть группе прежних высот. Чарты проигнорировали их.
Являясь теперь главной организующей силой группы, Роджер шёл наперекор всяким попыткам тогдашнего менеджмента Pink Floyd. Если кого-то и приходилось переубеждать, то именно его. Дженнер понимал, что в Уотерсе есть задатки лидера и он способен повести группу вперёд, но видел также и недостатки, которые, по его мнению, не позволяли Роджеру претендовать на место лидера. Например, полное отсутствие слуха и вкуса в одежде. Уотерс не мог настроить свой инструмент самостоятельно, а золотая бахрома на красных штанах повергала Дженнера в ужас.
Появление амбиций у Уотерса объяснялось тяжёлым и безрадостным детством музыканта. Он хотел доказать миру, что чего-то стоит. Из-за отсутствия отца, погибшего во Второй мировой войне, в студенческие годы Роджер стал непокорным и упрямым юношей. Взросление без мужского примера перед глазами наложило отпечаток на характер будущего лидера Pink Floyd. Типичный британский подросток 50-х в чёрной футболке, джинсах и тёмных очках, Уотерс рос стеснительным и зажатым человеком.
Тёмная лошадка Pink Floyd — Роджер Уотерс
Детство Сида сильно контрастировало с детством Роджера. Тепличный интроверт, Барретт всю жизнь находился в окружении любящих его родителей, что легко прослеживается в «Matilda Mother». Выросший в безмятежной семейной идиллии Сид был радостным молодым человеком, который с лёгкостью находил общий язык с кем угодно. В это же самое время «агрессивный лгун» Уотерс дистанцировался от общества и культуры конца 60-х. Впоследствии жизненный путь Роджера станет бездонным источником для творчества группы, но в 1968 году Дженнер не видел будущего без Баррета.
Помимо амбициозного Уотерса и музыкального Райта в коллективе числился молодой профессиональный музыкант Дэвид Гилмор. Квинтет Jokers Wild под его руководством стал весьма популярным в Кембридже и неоднократно устраивал гастроли по площадкам Лондона, что по тем временам считалось большим успехом для местного коллектива. Это повышало статус Гилмора в студенческом обществе.
Важным качеством Дэйва, вернувшим уверенность Питера Дженнера в успех группы без Барретта, являлась его способность мимикрировать под любого музыканта.
Например, во время прослушивания на Abbey Road Гилмор смог изобразить стиль Джимми Хендрикса. По логике Дженнера Дэйв был в состоянии сымитировать манеру игры Сида, но потребность в этом отпала, когда музыканты поняли, что Гилмор ведёт группу в другом, более понятном для них направлении. К тому же он стал мостиком, объединившим музыкальность Райта и амбиции Уотерса, дополняя своих коллег.
Луч света в тёмном царстве Pink Floyd — Дэвид Гилмор
Иной взгляд на исполнение песен не избавил Pink Floyd от памяти о сотрудничестве с Сидом. Тень бывшего лидера по-прежнему витала на выступлениях группы: «See Amily Play», «Astronomy Domine», «Scarecrow» присутствовали в перечне исполняемых песен на концертах группы. Барретт «ощущался» в студии во время записи альбома «A Saucerful of Secrets» (1968), состоящего из наработок бывшего лидера Pink Floyd. Официальным прощанием с Сидом стало выступление в лондонском Гайд-парке, когда в конце концерта прозвучала «Jugband Blues».
Новый состав группы хоть и оглядывался на прежнее наследие, но всё же шёл своей дорогой, поэтому негласно закончил эпоху сочинительства поп-песен. Решено было освоить сферу так называемых атмосферных композиций. Наиболее успешными примерами стали «Set the Controls» и «Let There Be More Light». Начало было положено.
Альбом «A Saucerful of Secrets» (1968)
Музыканты не хотели, чтобы обложки их альбомов создавали дизайнеры EMI, поэтому поручили работу своим знакомым Сторму Торгерсону и Обри Пауэллу.
Да и тематика новых песен группы теперь соприкасалась не с чем-то сказочным (как в «The Gnome»), а с реалиями жизни.
Спустя год после выхода «A Saucerful of Secrets» Pink Floyd выпускают «Ummagumma» (1969), на котором влияние Барретта по-прежнему не отпускает музыкантов, но к началу следующего 1970 года альбом стал историей.
В то же самое время Pink Floyd отправились в Рим, где занялись написанием музыки к фильму «Забриски Пойнт». Несмотря на все старания, режиссёр картины Микеланджело Антониони остался недоволен результатом и отверг большую часть материала, записанного музыкантами. Кстати, непринятая «Violent Sequence» послужила основой для «Us and Them» с «The Dark Side of the Moon» (1973).
А тем временем неунывающая кембриджская четвёрка приступила к созданию следующего альбома — «Atom Heart Mother».
Выступление 1968 года
Продолжение следует...
До встречи!
Историей делился
@sergesfnv
Редактор: @amidabudda